Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"
материал (младшая группа)
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Задачи:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей .
2. Повышать педагогический уровень по организации сюжетно - ролевой игры
3. Способствовать творческому поиску.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,
поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.
Классификация игр
Условно выделяют три класса игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные) ;
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные) ;
3) народные игры (созданные народом) .
Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.
Развитие игры
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ".Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны.
(По Д. Б. Эльконина)
Роль взрослого - явная и незаметная
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей) .
В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей:
Прямое руководство (с вмешательством в игру) .
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) :
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия сих:
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.
Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.
Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.
Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр
младшая группа: до 15 минут.в I квартале
до 25 мин. в III квартале
«Семья», «Детский сад», «Шоферы» (транспорт, «Строительство».
Средняя группа: до 30-35 мин.
«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница» (работа медсестры, «Парикмахерская».
Старшая группа: до 45 мин.
«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника» (аптека, «Военные» (милиция, моряки, летчики, пограничники - в зависимости от региона) .
Практическая часть
Игровая ящик
Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд получает ящик фишки. Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда кладет в свой ящик одну фишку. Побеждает та команда, в ящике которого после завершения игры содержаться большее количество фишек.
Вопрос:
А теперь давай те ответим на некоторые вопросы. Какая команда быстрей ответит.Всевопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевых игр.
1.Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)
2.Современный легкий детский конструктор. (лего)
3.Спутник жизни детей. (игрушка)
4.Любимая самостоятельная деятельность детей.(игра)
5.Первая игрушка малыша. (погремушка)
6.Место покупок в быту и в игре. (магазин)
7.Что распределяют между собой участники игры? (роль)
8.Пособия для организации сюжетно-ролевой игры.(атрибуты).
Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игрушки, которыми играют наши дети"
В своей статье я рассказываю о важности игрушки в жизне ребёнка.Призываю взрослых обратить серьёзное внимание на то, какими игрушками играют наши дети, что они развивают в них и всегда ли они приносят...
Игрушки, в которые играют наши дети
Статья рассказывает: что такое игрушка? Какие они бывают? Несколько советов родителям при покупке игрушки ребенку....
Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"
Практический семинар для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....
Семинар-практикум для родителей «Коррекционно – развивающие игры для детей 5-6 лет с ОНР».
Семинар-практикум для родителей...
Семинар-практикум для родителей "Математические занимательные игры для детей"
Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования....
Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"
Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети" Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения...
Игры и игрушки ,которыми играют наши дети
laquo;Игры и игрушки ,которыми играют наши дети?» Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организую...