Как подготовить к школе детей с нарушением речи.
консультация на тему
Современная жизнь требует от детей, идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. Поэтому важно правильно построить процесс подготовки ребенка к школе.
Существует много методик развития интеллекта дошкольников и обучения их чтению и счету, но все они рассчитаны на занятия с детьми, не имеющими патологий в развитии. Ни для кого не секрет, что в современном мире появляется все больше детей, имеющих речевые нарушения. А дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при чтении и письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovit_rebenka_k_shkole.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовить к школе детей с нарушением речи.
Современная жизнь требует от детей, идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. Поэтому важно правильно построить процесс подготовки ребенка к школе.
Существует много методик развития интеллекта дошкольников и обучения их чтению и счету, но все они рассчитаны на занятия с детьми, не имеющими патологий в развитии. Ни для кого не секрет, что в современном мире появляется все больше детей, имеющих речевые нарушения. А дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при чтении и письме.
Содержание методик направлены на лучшее восприятие ребенком изучаемого материала и развитие самостоятельного творческого мышления. Знания, полученные на занятиях, позволяют в дальнейшем легко усваивать школьную программу. Развитие мелкой и обучение детей письму позволяют в дальнейшем не встречать трудностей при чистописании. Развитие фонематического слуха заставляет ребенка прислушиваться к своей речи и речи окружающих, что позволяет в дальнейшем предупредить разнообразные ошибки в чтении и письме.
Ребенок в возрасте от 3 до 7 лет еще только знакомится с окружающим миром. Поэтому на занятиях по развитию речи уделяется большое внимание знакомству с окружающим, что позволяет увеличить словарный запас, бороться с односложными ответами, активизировать мыслительные процессы, развить фантазию и воображение, формировать основы логического мышления.
В начале учебного процесса, когда ребенок еще не умеет читать, происходит разделение обучения чтению и знакомства с окружающим миром, в дальнейшем эта связь усиливается. Используются такие приемы, как подбор и запись отдельных слов, письмо и чтение предложений, чтение и разгадывание загадок по заданной лексической теме.
Активность детей на занятиях поддерживается подбором творческих задач, упражнений по развитию памяти, внимания, использованием сюжетных и дидактических игр, организацией конкурсов, викторин, созданием положительной эмоциональной атмосферы.
Так как основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, то обучение построено на использовании игровых приемов, что делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями, столь важными для дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к знаниям, желание узнавать новое и усваивать эти знания.
На начальном этапе обучения наибольшей эффективностью обладают сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации («Почтальон», «Магазин», «Кукольный домик» и т.д.).
Игра «Магазин» в процессе обучения проводятся несколько раз. Например, при изучении темы «Овощи и фрукты» детям-покупателям раздаются гласные буквы А, О , У, а ребенку- продавцу- картинки с овощами и фруктами. Дети- покупатели по очереди подходят к продавцу и выбирают себе товар, название которого начинается с соответствующего звука. Ребенок- покупатель: «Здравствуйте! У меня буква А, продайте мне апельсин, потому что его название начинается со звука А».
Аналогично эта игра проводится при изучении темы «Игрушки». Дети получают карточки с согласными и учатся вычленять уже не гласный звук в начале слова, а согласный звук и соотносить его с соответствующей буквой.
При изучении темы «Мебель» проводится игра «Кукольный домик». В игре используется игрушечный домик с мебелью. Преподаватель рассказывает, что кукла переезжает в новую квартиру и ей надо расставить мебель. Сначала надо расставить мебель, в названии которой один слог (стол, стул, шкаф). Потом расставляется мебель, в названии которой два слога (диван, кресло, кровать), затем – три слога (зеркало, табурет). Дети ищут нужные предметы и расставляются в домик.
В дальнейшем при формировании произвольной сферы дошкольника и его познавательных интересов большее значении приобретают дидактические игры.
В процессе обучения чтению происходит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактика дисграфии и дислексии. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому важно начинать обучение звуковому анализу и синтезу с первых же дней работы с ребенком, причем на основе одновременного изучения звука, его артикуляции и графического изображения (буквы). Обучение строится на основе максимального использования зрительного и двигательного анализаторов. Собственноручное написание букв, слогов и слов дает возможность увидеть и кинестетически ощутить графическое изображение выделяемых звуков.
На первом этапе обучения ребенок знакомится с гласными буквами (А, О, У, И) и выделяет их из начала слов. В дальнейшем происходит изучение согласных, с одновременным чтением слогов и слов.
На втором этапе обучения большое внимание уделяется слоговым таблицам. Работа с ними позволяет расширить угол чтения, укрупнить единицу чтения, автоматизировать чтение, а также развить устойчивость, распределение и переключение внимания ребенка.
На третьем этапе совершенствуется техника чтения и большое значение уделяется развитию устной речи (составление и распространение предложений, чтение и запоминание чистоговорок, скороговорок и пословиц).
Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики с одновременным проговариванием текста, так как давно установлена связь речевой и пальчиковой моторики. Использование штриховок, раскрасок во время занятий позволяет развить мелкие мышцы руки, что необходимо при обучении письму.
Обогащение словаря проводится по определенной лексической теме и связано с чтением новых слов. Развитию связной речи помогает работа со схемами и таблицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь детям с нарушениями речи подготовиться к школе.
Как помочь ребёнку с нарушениями в речи не отстать от сверстников при поступлении в школу. Данные рекомендации для родителей включают в себя специально разработанные задания, направленные на развитие ...
Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи
Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Год до школы… или Как подготовить к школе детей с нарушением зрения»
Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешно, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.Первый класс-это серьезное испытание, к...
Сотрудничество логопеда и родителей в ДОУ при подготовке к школе детей с нарушениями речи
Миссией дошкольного учреждения в современных условиях является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных равноответственных партнеров, чтобы подгот...
Подготовка к школе детей с нарушениями речи
Материал подготовлен по книге Ефименковой "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников"...
Календарно-тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в подготовительной к школе детей с нарушениями речи.
Чтобы работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи была эффективной, необходима тесная связь между специалистами. Тематическое планирование помогает осуществлять взаимосвязь в работе с детьми учителя -...
Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...