Сотрудничество логопеда и родителей в ДОУ при подготовке к школе детей с нарушениями речи
статья по логопедии
Миссией дошкольного учреждения в современных условиях является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных равноответственных партнеров, чтобы подготовить детей к школе, но на протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_cherkashina_m.p.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Черкашина М.П.,
Учитель-логопед МБДОУ с. Белый Яр.
Сотрудничество логопеда и родителей в ДОУ
при подготовке к школе детей с нарушениями речи
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.
Известный чешский педагог Я. А. Коменский (1592 -1670) был одним из первых, который разработал стройную теорию совместного с семьёй воспитания и обучения детей. Рассматривая её как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери «Материнская школа».
Основные тезисы Коменского выдержали и испытания временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребёнка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребёнка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери.
В 20-е г.г. XX столетия П.П. Блонский (1884-1941) писал, что вся суть и важность этой проблемы состоит не в механическом сочетании деятельности родителей и общества в формировании личности ребёнка, а в их тесном союзе и взаимодействии. Он подчёркивал, что социальная среда, окружающая ребёнка и, в первую очередь, семья оказывает большое влияние на воспитание ребёнка, поэтому для результативности этого процесса необходимы совместные усилия общества и семьи.
Миссией дошкольного учреждения в современных условиях является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных равноответственных партнеров, чтобы подготовить детей к школе, но на протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь должен быть исключён принцип параллельности, а должно быть взаимодействие двух сторон, так как без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно, особенно при подготовке ребенка к школе, если у него существуют проблемы в общении, связанные с нарушениями речевого развития. Такой малыш нуждается в особом коррекционном подходе.
Однако существует ситуация, когда родители не слышат недостатков речи своих детей, или слышат их, но не придают этому серьёзного значения, полагая, что с возрастом дефекты речи «исчезнут» сами собой. Между тем благоприятное для коррекционной работы время проходит, а речевые дефекты остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки начинают приносить ему не мало огорчений. Для этого необходима совместная, своевременная и квалифицированная помощь.
Совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она носит партнёрский характер. В этой работе надо стремиться к обеспечению индивидуального подхода к каждому ребёнку, чтобы ни один из них не оказался исключённым из этого процесса.
Логопедов, как и всех педагогов, волнуют вопросы: какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации? Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, на формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.
Для этого родителям предлагается анкета, чтобы ответить на ее вопросы, они должны не только прислушаться к речи своего ребёнка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит, т. е. характер нарушения звукопроизношения.
Полученные анкетные данные говорят о готовности родителей вести работу с ребёнком по преодолению речевых нарушений в сотрудничестве с логопедом детского сада, предупреждая вторичные трудности в школьном обучении.
По результатам анкетирования родителей и диагностики детей планируется
еженедельная групповая и индивидуальная работа с ними.
Индивидуальная и групповая формы работы с родителями в ДОУ проводится
согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной.
Особую группу в индивидуальной форме работы составляют родители, дети, которых
имеют ОНР, сочетающееся с клиническим проявлением дизартрии, ринолалии алалии
или является их следствием.
Индивидуальная работа с этой группой родителей более продолжительная и в
условиях детского сада проводится традиционно.
Групповая форма работы проводится в ДОУ с целью обучения родителей грамотно участвовать в процессе комплексной коррекции дефекта, при совместном выполнении с детьми домашних заданий.
Еженедельная работа с родителями начинается с консультаций по организации выполнения домашних заданий с детьми. Каждому родителю предлагается «Памятка по организации выполнения домашнего задания», которую он может поместить в удобном для себя месте и регулярно пользоваться ею.
Выполнение домашних заданий помогает ребёнку и родителям проявить совместное творчество, подчеркнуть свою индивидуальность, подготовиться к школе. Родители на еженедельных групповых консультациях («Родительский огонёк») получают теоретические знания в доступной игровой форме – как на занятиях, проводимых с детьми, и выполняют практические задания с применением наглядного раздаточного материала.
Cодержание домашних заданий отражает коррекционные задачи плана коррекционного развития детей, а именно:
- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
- устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа и синтеза, а затем послогового чтения;
- развивать лексический запас и грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- предупредить нарушение письма и чтения, вероятность которых особенно велика у детей с нарушением речевого развития.
Каждое домашнее задание даётся на закрепление пройденного звука и буквы, умение пользоваться грамматическими категориями. Обязательные задания на развитие связной речи, которая и в подготовительной группе остаётся несовершенной. Задания выполняются по рисунку, который ребёнок получает каждую неделю. В старшей группе подбираются рисунки по лексическим темам, даётся образец составления рассказа.
Ребёнок вместе с родителями должен закончить этот рассказ, выучить и уметь рассказать детям. Позднее полученные рисунки не соответствуют лексическим темам. На них изображены персонажи или сюжеты известных сказок, но дети вместе с родителями должны придумать свою сказку или рассказ о них. Выполняя задания по рисункам и активно используя помощь родителей, ребёнок закрепляет правильное звукопроизношение, обогащает словарный запас, закрепляет лексико-грамматический строй речи, отрабатывает навык составления творческого рассказа с элементами фантазии, совершенствует словесно-логическое мышление, внимание, память.
Например, в старшей группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии речи и психических процессов у детей с нарушением речевого развития.
К выпуску ребёнка из ДОУ из рисунков собирается альбом. Обложка его красочно оформляется. Подписывается «Мои сказки», указывается автор и соавтор (Ф., И, ребёнка и родителей).
Детям очень нравится работать с рисунками. Они горды тем, что сказки и рассказы они сочинили вместе с родителями и являются маленькими «писателями-сочинителями». Свои сказки они могут читать своим друзьям, а когда вырастут, то своим детям и внукам. А главное, что такого второго «произведения» нет.
Библиографический список
1. Государственный стандарт дошкольного образования.
2. Бабаева Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи. – СПб.
3. Монахова Т.В. Преемственность в речевой работе детского сада и семьи.
//Логопед, 2006 №5.
4.Суслова Т.Н. Сотрудничество логопеда и родителей при коррекции речевого развития
детей // Поиск, 2003 №2.
5.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом
1.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
6. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб., 1999.
7. Шашкина Г.Р., Зернова Л. П., Зимина И.А., Логопедическая работа с дошкольниками. –
М.: Издательский центр «Академия», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения
О роли развития воображения у дошкольников, т.к. без развитого воображения ребенку будет трудно осваивать школьную программу, адаптироваться в социуме....
Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения
О роли воображения при подготовке к школе...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...
Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи
Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи...
Подготовка к школе детей с нарушениями речи
Материал подготовлен по книге Ефименковой "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников"...
Календарно-тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в подготовительной к школе детей с нарушениями речи.
Чтобы работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи была эффективной, необходима тесная связь между специалистами. Тематическое планирование помогает осуществлять взаимосвязь в работе с детьми учителя -...