Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по сказке А.Суконцева "КАк Ежик шубку менял" с использованием Кубика Блума
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Азаматова Фаниля Салимовна

Данный конспект рассказывает нам о жизни ежа в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ezhik_shubku_menyal.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Как ежик шубку менял?»

Цель:  Расширить представления детей о ежах.

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки); формировать умение понимать природные взаимосвязи; активизировать речь детей, пополнять их словарь новыми словами.

Развивающие: развивать умение различать животных, выделяя характерные признаки, умение отвечать полным ответом на вопросы, умение выстраивать причинно-следственные связи; развивать  слуховое  и зрительное  внимания детей. 

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите послушать сказку? Чтобы узнать про кого эта сказка, отгадайте загадку.

Как колючий колобок,
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь,
Потому что это? Правильно, это еж.

А сейчас прочитаю вам сказку «Как ежик шубку менял», написал ее Александр Суконцев (дети садятся)

(зачитывание)

Воспитатель: Ребята, вам знакома сказка? Про кого говорится в сказке? (В сказке говорится про ежа, как он захотел поменять шубку, как лиса его чуть не съела). Ребята, а вы хотите узнать про ежа? Чтобы узнать про ежа, нужно выполнить несколько заданий. А в  этом нам поможет волшебный кубик.

Предложите, где мы можем встретить ежа? (В саду, в траве, в кустарниках).

Воспитатель: А почему именно там? (Потому что там много насекомых).

Воспитатель: А возле реки можем встретить его? Почему? (Потому что там лягушки).

Назовите, чем питаются ежи? (Мышами, червями, крысами, насекомыми, лягушками). А еще он ест яблоки, грибы. Значит, мы можем сказать, что еж всеядный.

Воспитатель: Что такое «всеядный»?

Воспитатель: Подойдите к столам. Давайте поиграем в игру «4 лишний». Как вы уже, догадались, здесь картинки, чем питается еж. Но что-то здесь лишнее. Нам с вами нужно выбрать. Как ты думаешь, какая картинка лишняя? Почему? А ты как думаешь? Правильно, а почему еж не ест рыбу? Мы знаем, что еж всеядный, так почему не ест? (живет в реке, не может поймать)

  • Яблоко, мышь, гриб, кузнечик, рыба
  • Змея, лягушка, яйца, улитка, лиса

Какая картинка здесь лишняя? Почему? А почему еж не может съесть лису? (Лиса больше ежа, она сама ест его)

Как вы думаете, в природе нужны ежи? Почему нам природа дам дала ежей, как вы думаете, для чего? (Слизней поедать, потому что слизни вредят садоводам, поедать опасных змей, чтобы не было много мышей).

Воспитатель: А что может плохого сделать природе? (об него можно уколоться, заразиться болезнями, также еж разоряет птичьи гнезда, если разорит все гнезда, не будет птиц, разведется много насекомых, которые тоже могут нанести вред природе).

Ребята, как вы думаете, а на ежа кто-нибудь охотится? от кого еж защищается? (Лиса, волк, кабан, беркут, орел, ворона). Поделитесь, как они могут навредить ежу (ворона может заклевать, кабан бодается).

А вы знаете, какими рождаются ежи? Давайте присядем на стульчики, я вам расскажу. Ежи рождаются голенькими, на третий день покрываются иголками. Но они еще не такие колкие. У ежа бывает 700-800 иголок на теле. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. Брюшко покрыто жесткой шерстью. На мордочке нос, он всегда влажный. Глазки плохо видят, но нюх и слух острые. У него 4 лапки. Они пятипалые. Что значит пятипалые? СЛАЙД. У него есть когти. Зачем ему нужны когти? (Защищаться, ловить, рыть землю, разгребать листья.)

А давайте, вернемся к сказке. Ребята, а кто хотел съесть ежа в сказке? Получилось у лисы? Иголки от врагов ежа и спасают, но не всегда. Свернувшегося в колючий клубок ежа лиса скатывает потихоньку с берега в воду, где еж быстро развертывается, и лисица легко расправляется с ним. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Вот если бы в сказке была речка, то лиса бы его съела. Но если ни ручья, ни реки поблизости нет, то лиса не может причинить ежику вреда: обнюхает его, да и убежит прочь. Какой совет можно дать ежу? (носить свою шубу, гордиться ею)

ФИЗМИНУТКА

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками)  

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Шарканье ногами)  

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

Шубку серую свою

Он сменил на белую. (Прыжки на месте, руки перед грудью)  

Идет по лесу серый волк,

Голодный волк – серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом, Руки попеременно выносятся вперед)  

Чтоб волку не попасться на зубок,

Ты, еж, свернись скорей в клубок. (Сесть на корточки и сгруппироваться)

Воспитатель: У нас в России живут три вида ежей:  ушастый, даурский, обыкновенный. СЛАЙД. 

Объясните, в чем отличие ежей друг от друга? СЛАЙД ВСЕХ ТРОИХ

У ушастого ежа большие уши. По-другому его еще называют пустынным ежом, то есть он живет в пустыне. Зачем ему нужны большие уши? Уши ему нужны для того чтобы укрываться от жары. Когда жарко, он прикрывается ушами, происходит испарение влаги и тело ежа охлаждается.  

Воспитатель: Давайте, еще раз повторим. Это какой еж?

Воспитатель: а что делают ежи зимой? А почему в этой сказке он не спал? (Потому что решил поменять шубу).

Воспитатель: Пройдите в нашу мини лабораторию. Перед вами мох, листья, ветки. (3 тарелочки, рядом влажные салфетки, корзиночки для них). Наша задача – выяснить, что еж возьмет, чтобы подготовить свое жилье к зиме. Как вы думаете, что еж возьмет? Помните листья. Как вы думаете, он будет выкладывать норку мхом? Листьями? Ежик ветки собирает? Значит, возьмет листья, мох, а ветки – нет. Почему он не возьмет ветки? Они жесткие. Место ищет или в чьей-то заброшенной норке или гнезде, утепляет листьями, мхом, чтобы было тепло, мягко и уютно.

Садятся

Воспитатель: Давайте посмотрим видеоролик «Как ежик готовится к зиме». ВИДЕО.

Воспитатель: Ежик должен быть толстым, упитанным, чтобы не проснуться от голода. Давайте подойдем к этому столу. Это модель ежа (2 пакета с водой, на пакете нарисовано нос, иголки). Потрогайте, что вы можете сказать? (Один теплее, другой холодный). Когда еж спит, у него температура тела 20C, а когда не спит 340C. Ежик становится хладнокровным. Как вы думаете, что означает это слово? А как вы думаете, сейчас ежик спит? (С наступлением заморозков они впадают в спячку)

Ребята, у нас осталось еще одно задание, которое нам надо выполнить. (На столе массажные мячи)

Придумайте, как мы можем с ежиками поиграть.

Мячик-ежик мы возьмем, 
(берем массажный мячик) 
Покатаем и потрем. 
(катаем между ладошек) 
Вверх подбросим и поймаем, 
(можно просто поднять мячик вверх) 
И иголки посчитаем. 

1, 2, 3, 4, 5 – 
Всем пора нам отдыхать! 

Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили?  Кто написал сказку? Что нового узнали сегодня на занятии? Вам понравилось выполнять задания? Что запомнилось больше всего? А тебе, что понравилось?  Чем питаются ежи? Кто на них охотится? Что означает слово «всеядный»? Ребята, вы большие молодцы, я хочу вам подарить замечательные раскраски, в свободное время сможете их раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ - РТВ технологии в младшей группе "В лесу"

Задачи: 1.Расширять представления детей о диких животных, знать и называть их.2. Дать детям представление о жизни лесных зверей зимой.3. Подвести детей к знаково – символической деятельност...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе с использованием ИК технологий «Путешествие на Северный полюс»

Данное занятие предназначено для старшей группы детского сада. Целью его является знакомство с Арктической климатической зоной, живой и неживой природой крайнего севера, особенностями климата, природн...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....