Развитие речи детей раннего возраста посредством формирования «активного речевого поля» в зоне непосредственного интереса ребёнка
методическая разработка (младшая группа) на тему
Ребёнку интересно все, что он видит вокруг, всё, что встречается на пути. Ребёнок испытывает потребность в активном познании окружающего мира и удовлетворяет эту потребность посредством действия с предметами. В этот период чрезвычайно важным становится участие взрослого, который не только обеспечивает безопасность ребёнка, но и предоставляет ему необходимую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие детей раннего возраста | 45.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №37 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Развитие речи детей раннего возраста посредством формирования «активного речевого поля» в зоне непосредственного интереса ребёнка
Методическая разработка педагога-психолога Макаровой Н.А.
Актуальность
Ранний возраст – период активного развития ребёнка. Ребёнку интересно все, что он видит вокруг, всё, что встречается на пути. Ребёнок испытывает потребность в активном познании окружающего мира и удовлетворяет эту потребность посредством действия с предметами. В этот период чрезвычайно важным становится участие взрослого (родителя, воспитателя), которое проявляется в обеспечении безопасности и обеспечении необходимой информацией (эмоциональной, сенсорной, вербальной). Чем больше и разнообразнее «информационное поле», тем шире получаемый опыт, благодаря которому формируется картина мира и общее развитие ребёнка.
Цель и задачи
Цель методики – общее развитие ребёнка.
Задачи:
- формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, социализация, развитие личности;
- развитие коммуникативных навыков и речи (обогащение словарного запаса, формирование грамотной речи, формирование диалоговой речи);
- всестороннее развитие, формирование представления об окружающем мире, приобретение опыта;
- формирование гармоничных детскородительских отношений.
Адресат
Методика адресована родителям, педагогам и специалистам дошкольного образования и применима для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Принцип работы по методике
Принцип работы по методике основан на выделении зоны непосредственного интереса ребёнка. Информационное «наполнение» должно соответствовать зоне интереса. При этом соблюдаются следующие критерии эффективного взаимодействия:
Факторы взаимодействия | Что получает ребёнок |
Следование интересу ребёнка. Взрослый замечает «зону интереса» ребёнка и обеспечивает необходимое «информационное поле», тем самым поддерживая возникший интерес и способствуя удержанию внимания ребёнка. Взрослый может называть предметы, описывать их свойства и действия с ними, а также при необходимости показывать действия с предметами. | Подкрепление инициативы, информация (сенсорная, вербальная), запоминание и закрепление информации посредством удержания внимания, формирование устойчивости внимания. |
Создание благоприятной и эмоциональной атмосферы. Взрослый обеспечивает комфортную для ребёнка дистанцию, поддерживает эмоционально тёплый и выразительный тон голоса, контакт глаз, тактильный контакт. | Чувство безопасности, чувство удовольствия, чувство поддержки. Для ребёнка важна благоприятная эмоциональная атмосфера, ребёнок получает подкрепление своим действиям, лучше усваивает информацию, развивает эмоциональное восприятие речи, совершенствует коммуникативные навыки, развивает эмоциональный интеллект. |
Привлечение внимания ребёнка. В этом случае взрослый берёт на себя лидирующую позицию, стимулирует и поддерживает внимание, стимулирует интерес ребёнка. Взрослый может инициировать какой-либо вид деятельности и переключить внимание ребёнка. Взрослый может поставить перед ребёнком задачу и дать ему время на самостоятельное решение. | Переключение внимания, формирование произвольного поведения, развитие мышления, развитие самостоятельности (решение поставленной задачи). |
Подтверждение, подкрепление и коррекция. Взрослый эмоционально вербально подкрепляет действия ребёнка, повторяет произнесённые ребёнком слова, при необходимости корректируя их (произношение или свойство предмета). При необходимости взрослый показывает действие с предметом. | Запоминает и закрепляет правильную информацию. Получает позитивное эмоциональное подкрепление своим действиям. |
Сохранение очерёдности в общении. Важно, чтобы взрослый давал время ребёнку на самостоятельное действие. | Развитие самостоятельности, инициативности, мышления. |
Пример формирования «активного речевого поля»
Действие с предметом (действие показывается, описывается, повторяется) БРОСАТЬ РУКАМИ ОТБИВАТЬ НОГОЙ ЛОВИТЬ ОТСКАКИВАТЬ ОТ СТЕНЫ КИДАТЬ В СТОРОНУ ЗАБРАСЫВАТЬ В КОРЗИНУ ПОПАДАТЬ ПОДКИДЫВАТЬ ВВЕРХ | Название предмета МЯЧ | Свойства предмета (цвет, форма, фактура, материал, физический свойства, развмер) КРАСНЫЙ КРУГЛЫЙ ГЛАДКИЙ МЯГКИЙ УПРУГИЙ РЕЗИНОВЫЙ БОЛЬШОЙ ХОЛОДНЫЙ |
Звук, производимый предметом СТУЧИТ ОБ ПОЛ | Запах предмета РЕЗИНОВЫЙ | |
Задачи: Где красный мяч? Дай мне большой мяч. Бросай/лови мяч. |
Рекомендации по игровому материалу
Для работы с методикой подойдут развивающие игрушки для данной возрастной категории, тематические предметы из разных материалов (например: деревянная и металлическая ложки, мягкий кубик из ткани, деревянный кубик и ледяной кубик). Следует обращать внимание на чёткость форм, определённость цвета. Так, например, если игрушка разноцветная, сложнее будет назвать её цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....
Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"
Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....