Обеспечение преемственных связей в подготовке старшего дошкольника в рамках предшкольного образования!
материал по обучению грамоте (старшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

Доклад Михайловой А.Г. старшего воспитателя

 детского сада № 27 «Росинка»

на тему:

«Обеспечение преемственных связей в подготовке старшего дошкольника в рамках предшкольного образования».

     Мы рассматриваем преемственность, как целостный и двусторонний процесс. На дошкольном этапе реализуем принцип самоценности  дошкольного детства  и формируем личностные качества ребёнка, которые являются основой успешности школьного обучения. Школа в дальнейшем  развивает накопленный  потенциал  и достижения ребёнка-дошкольника.    

    Одной из важнейших задач является обеспечение преемственных связей между детским садом и начальной школой, которые требуют от нас комплексного решения, создания единого образовательного процесса. Вопрос подготовки детей к школе является ключевым. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Исходя из приоритетных задач обеспечения готовности к школе, были рассмотрены и изучены программы, пособия, наглядный материал.  С целью сохранения преемственности дошкольного и школьного образования совместно с педагогическим коллективом начального звена и воспитателями детского сада была разработана Программа «Преемственность детский сад – школа», которая успешна апробирована и внедрена в деятельность ДОУ № 27 и СОШ № 13. Данная программа  помогает обеспечить эффективное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

    Цели:

  1. Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
  2. Обеспечить систему непрерывного образования с учётом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  3. Создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребёнка.
  4. С детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.

  Основные направления совместной деятельности:

  1. Сохранение здоровья ребёнка, использование здоровьесберегающих технологий.
  2. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
  3. Развитие творческого воображения в интеллектуальном и личностном развитии ребёнка.
  4. Развитие коммуникативных способностей.

       Составляется совместный план мероприятий на новый учебный год. В течение года проводим семинары-практикумы, «круглые столы» для педагогов школы и детского сада. Семинары включают в себя посещение уроков в первых классах и занятий в подготовительных группах детского сада. Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга позволяет координировать развивающие программы обучения в детском саду и школе в едином контексте творческого развития детей. На совместных педагогических советах проводим анализ программ дошкольного звена и начальной школы.

В конце учебного года на совместных педсоветах обсуждаем результаты, проблемы и перспективы дальнейшей работы.  

  Здоровье – это одно из важнейших условий полноценного физического и психического развития ребёнка и основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. Только здоровый ребёнок может стать способным и талантливым. И для укрепления и сохранения здоровье ребёнка мы проводим спортивные развлечения между дошколятами и  первоклассниками,  выпускниками детского сада. Большой популярностью у ребят пользуются игры, где целью становится  достижение общего результата, например: «», «». Очень интересно проходят Дни здоровья. Благодаря проведению совместных мероприятий наши дети из детского сада и школы знают друг друга, общаются, имеют общие интересы.

 Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми – дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Ребёнок в дошкольные годы должен «наиграться», чтобы игровая деятельность плавно перешла в учебную. Ребёнок должен захотеть учиться. Но вместе  с тем игра у младшего школьника не уходит из деятельности, а просто уступает учебной. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей к школьному обучению.

  Важным компонентом готовности к школе является показатель уровня развития речи.  К 6-7 годам ребёнок накапливает определённый  багаж знаний. Речь становится более разнообразной, чёткой, последовательной. Педагоги нашего сада принимали участие в семинаре по теме: «», где поделились опытом работы по данному направлению. Ежегодно воспитатели подготовительных групп показывают открытые занятия по развитию речи для учителей начального звена. Педагоги школы свои впечатления оставляют в книге отзывов и обсуждаем данную проблему на совместных семинарах.  

Важной стороной готовности ребёнка к школе является достаточный уровень волевого развития: возможность управлять своим поведением. Также уделяем формированию у ребёнка качеств личности, чувств и представлений, ответственности, самостоятельности.

  Стало уже традиция знакомства будущих первоклассников со школой. Экскурсию по школе тщательно готовят педагоги СОШ № 13. Продумывают каждый шаг, встречи проходят в интересной, занимательной форме. Детям предоставляется возможность посидеть за школьной партой, посетить компьютерный класс, кабинет шахмат, проводят игру-викторину по сказкам с дошкольниками в школьной библиотеке, даётся возможность заглянуть в спортивный зал, О предстоящей экскурсии заранее известно и детям и их родителям. Принять участие в экскурсии могут и желающие родители. Проведение таких мероприятий оставляет яркое впечатление и повышает мотивационную готовность к школе.

   Большую роль в подготовке ребёнка к школе играют его родители, но не все из них знают, как грамотно и правильно подготовить ребёнка к предстоящей школьной жизни. Педагоги детского сада совместно с педагогами начальной школы просвещают родителей с основами теоретических знаний и практической работой с детьми. Психолог даёт родителям советы о психологической и интеллектуальной готовности к школе, рассказываем о факторах успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, получают полную информацию об организации процесса обучения детей в школе и определяется роль родителей в предшкольной и школьной жизни ребёнка. Родители и дети хорошо знают своих будущих учителей, так как учителя начальных классов  в течение двух лет посещают и проводят занятия в старших и подготовительных группах детского сада по обучению детей чтению.

  Таким образом, совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даёт возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Мы считаем, что между детским садом № 27 и СОШ № 13 реализована  единая линия развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Предшкольная подготовка старших дошкольников

В данной статье рассказывается, как организовать образовательный процесс в ДОУ для подготовки старших дошкольников к обучению в школе и какие задачи в связи с этим предстоит решить педагогу....

Мастер -класс "Развитие связной речи старших дошкольников" в рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1» п. Тюльган

Мастер – классв рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1»воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Зе...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции

В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не вс...