Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина
статья на тему

Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с  Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova.docx584.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 «Гнёздышко» городского округа Тольятти

 

«Развитие социального интеллекта и инициативы у детей

дошкольного возраста путем преемственных связей

с  Центральной детской библиотекой

  имени А.С.Пушкина».

Выполнила:

Старший воспитатель

 Степанова Антонина Юрьевна

        

 «Развитие социального интеллекта и инициативы у детей

дошкольного возраста путем преемственных связей

с  Центральной детской библиотекой

  имени А.С.Пушкина.

Ребенок находится среди предметов, имеющих социальные функции, т.е. он погружен в социальную среду.  В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют свои особенности, связанные с возрастной периодизацией жизни человека. Выделяется 3 этапа или ступени социализации: I этап - дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность; II этап - школьный период, период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований. Важнейшим средством введения человека в мир культуры являются знания; III этап - этап завершения формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность формирует свое собственное «я». Окружающая среда и доступность каналов массовой коммуникации оказывают сильное влияние на отношение личности к книге и чтению. Значение образования в социализации личности Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Формировать культуру чтения необходимо как можно раньше, т. к. чтение - многоуровневый процесс, начинающийся с изучения букв, чтения слов и заканчивающийся размышлением. Через чтение постепенно происходит приобщение к информации, образованию, культуре. Его начальный этап очень важен для формирования последующей читательской активности. Очень важно с раннего детства научить ребенка умению не только читать книги, но и обсуждать их со сверстниками. Интенсивное чтение, обмен книгами, как правило, становятся привычкой на всю жизнь. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». К такому выводу пришел талантливый педагог ХХ века В. А. Сухомлинский форма первичной социализации обладает огромным потенциалом для привития детям интереса к чтению и потребности в чтении в самом начале, когда ребенок сам не умеет читать. Известны случаи, когда сформированный у ребенка интерес к книгам был настолько прочен и устойчив, что, увидев на экране интересные сюжеты, он задавал взрослым вопрос: «А есть ли книга про это?» По мнению ученых, роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно меняется в разных странах и в разных ситуациях. Это касается не только первичной социализации: эволюционирует и роль вторичной социализации.

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Большую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, домов творчества.

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиа- коммуникации у детей возникает повышенный интерес к  компьютерам, планшетам и другим гаджетам, иным словом, возникает экранная зависимость. С появлением данной зависимости, ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и воспитатели, утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и с трудом воспринимает информацию на слух.

Привить любовь к книге ложиться на плечи взрослых. Мы должны показать детям всю значимость и пользу книг для познания окружающего мира своим примером. Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании.

Чтение эффективнейшим образом формирует мышление ребенка, развивает воображение, внимание и память.   Информация, полученная посредством чтения художественной литературы, является эмоционально окрашенной, а значит, она может проникнуть глубоко в душу ребенка и оставить свой след навсегда. Настоящее чтение начинается с сопереживания.

Прививать интерес к книге, литературе, чтению необходимо с детства. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

Отсюда вытекает актуальность партнерского сотрудничества дошкольного учреждения, семьи и библиотеки, которое поможет приобщить дошкольников к книге, процессу чтения и общения с художественной литературой.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • Изучить теоретические основы детской литературы и методики приобщения детей к книге.
  • Развивать
  • Определить систему работы с детьми, родителями и библиотекой.
  •  Развивать интерес и любовь к книге, удовольствие от процесса прочтения, привычку быть всегда с книгой.  
  •  Акцентировать внимание родителей на проблему «не читающей нации»

Реализация задач проводилась под девизом: "Книги - это друзья, бесстрастные, но верные".  

 Поэтому, одной из форм организации работы МБУ детского сада № 43 «Гнёздышко» городского округа Тольятти по развитию социального интеллекта ребенка-дошкольника,  стало взаимодействие  с  МБУК «ОДБ»  Центральной детской библиотекой  имени  А. С. Пушкина.

Вот уже на протяжении двух лет между нашими двумя организациями составляется договор о социальном партнерстве, направленное на:

  • Развитие социального интеллекта и инициативы ребёнка-дошкольника посредством знакомства с книгой;
  • Повышение литературно-эстетического уровня детей;
  • Приобщение их к художественной культуре посредством широкого знакомства с отраслевой и художественной литературой;
  • Внедрение современных форм совместной деятельности;
  • Научно – методическое обеспечение;
  • Разработку и реализацию совместного планирования мероприятий.

Реализация направлений социального партнерства осуществляется путём:

  • Комплектования и выдачи передвижной библиотеки с первоначальным количеством  20-40 экземпляров книг и журналов.
  • Развития новых структур взаимодействия Библиотеки и МБУ детского сада № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти.
  • Организации  библиотечного пункта в МБУ д/с № 43 «Гнёздышко г.о. Тольятти с книжным фондом из расчета 3-4 книги на читателя.
  • Использования  всех форм массовой и информационной пропаганды книги.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном ее участии в жизни детского сада и в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций.

 В рамках совместной работы, педагоги  ДОУ  и сотрудники библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для проведения организованной образовательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении и в семьях воспитанников.

В рамках социального партнерства использовали следующие формы осуществления преемственности:

  • Экскурсии в библиотеку;
  • Знакомство и взаимодействие с библиотекой;
  • Посещение мини-музея библиотеки;
  • Организация выставок новинок детской художественной литературы в течении года;
  • Участие в совместной образовательной деятельности;
  • Участие в проектной деятельности;
  • Выставки рисунков и поделок;
  • Участие в театрализованной деятельности;
  • Совместные праздники.

В каждой группе детского сада имеется уютный, привлекательный уголок книги, который постоянно пополняется новой литературой определенной тематики и располагает ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Здесь ребенок имеет возможность самостоятельно, по индивидуальному предпочтению выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, дошкольник  приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.  Также, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.

Знакомство с библиотекой для дошкольника – это очень волнующее открытие волшебного и интересного мира. В рамках недели Детской Книги наши воспитанники старшей группы   посетили Центральную библиотеку имени А.С .Пушкина.

Накануне экскурсии  с детьми была проведена беседа по следующим  вопросам:

- Для чего нужны библиотеки?

- Кто такие читатели?

- Почему в библиотеке нужно вести себя тихо?

- Как называются работники библиотеки?

- Чем отличается книжный магазин от библиотеки?

Сотрудники библиотеки Ухова Вера Александровна и Шилова Елена Витальевна  приветливо встретили детей, познакомили с читальным залом, показали стеллажи с книгами, экспозицию, посвящённую великому русскому поэту А.С.Пушкину,   рассказали о правилах поведения в библиотеке.

Ими была показана интересная, познавательная презентация по произведениям А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…».

В рамках преемственности, сотрудники библиотеки тоже были приглашены в детский сад для участия в литературной гостиной «Викторина по сказкам К.И.Чуковского». Дети с большим удовольствием показали им свою группу, игрушки, поделки, выставку совместного творчества родителей и детей самодельных книжек-малышек на тему: «Чудо-дерево», поделились своими творческими способностями в театрализованных представлениях по мотивам прочитанных книг. А библиотекарь – Елена Витальевна Шилова провела с детьми интересную интерактивную игру «Весёлый светофор».

Литературные гостиные вызвали большой интерес не только у детей, но и у их родителей.

Работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Они были нашими союзниками и единомышленниками.

         А мы, в свою очередь, старались поддержать их с помощью рекомендаций, консультаций, изготовления и раздачи буклетов («читаем вместе с детьми», «Что за прелесть эти сказки», «Рассказы для маленьких»), информационных стендов («Увлекательное путешествие в мир книги», «Книга воспитывает»). На родительских собраниях мы рекомендовали, какие произведения читать детям и как оформить домашнюю библиотеку.  

Со стороны Детской библиотеки вниманию родителей были представлены советы мудрого библиотекаря под названием «Читайте детям!», а так же Программа Клуба семейного чтения «Бабушкины сказки», которая предлагает ежемесячные различные мероприятия совместного отдыха для родителей и их детей под девизом: «Вместе читаем вместе отдыхаем».

 На основе системы, организованной работы с детьми, родителями и библиотекой можно сделать выводы:

  • У детей развивается социальный интеллект в социальной сфере;
  • Дети приобрели начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую систему социализации личности в гражданском обществе;
  • Заложена основа развития информационной культуры и образования детей;
  • Положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы;
  • Родители  знакомятся  и обучаются навыкам приобщения детей с книгой.

Разработанная система социального партнерства нашего дошкольного учреждения, родителей и Центральной детской библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.

 

                                      

                                                   

Приложение:

План совместной работы с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина

месяц

Название мероприятия

Ответственный

Август

Экскурсия в библиотеку им. А.С.Пушкина

Интерактивная игра «Весёлый светофор»

Старший воспитатель Степанова А.Ю.

сентябрь

«У Лукоморья»

Библиотекарь Е.В.Шилова

октябрь

Работа семейного клуба «Дружим с книгой всей семьёй»

Работник библиотеки

ноябрь

Викторина по сказкам К.И.Чуковского

Выезд работников библиотеки в ДОУ

декабрь

Как готовятся к новому году в разных странах – интерактивная игра.

воспитатели

январь

«Путешествие по сказкам С.Я. Маршака»

Библиотекарь Шилова Е.В.

февраль

«Папа может всё, что угодно!» - чтение стихов, литературный поединок.

Воспитатели ДОУ

Март

«Мама жизнь подарила мне и тебе» - литературный вечер.

Воспитатели ДОУ

Апрель

«Первые в Космосе» - интерактивная игра.

Библиотекарь Шилова Е.В.

май

«Вас помнят благодарные потомки!» - интерактивная выставка, беседа о земляках – героях Великой Отечественной войны

Совместная выставка ст. восп-льСтепанова А.Ю.

библиотекарь Шилова Е.В.

июнь

Мастерская «Лечим книжки»

Воспитатели ДОУ

июль

Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь» -Легенды и были Жигулей.Чтение стихов  местных поэтов о родном крае

Занятие в библиотеке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

«Развитие социального интеллекта и инициативы у детей посредством музыки"

Особенность музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста состоит в том, что процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален (Н.А. Ветлугина). Музыкальные задатки у каждого реб...

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...

Игра как средство развития социально коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста.

В данной статье рассматривается развитие социально - коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Картотека театрализованных игр для развития социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста

Картотека театрализованных игр для развития социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...