Приобщение малышей к художественной литературе. Первые книги.
консультация (младшая группа)

Кокурина Юлия Сергеевна

                                                     «Чтобы подготовить человека духовно

                                                     к  самостоятельной жизни, надо ввести

                                                     его в мир книги».(В.А.Сухомлинский.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_v_mir_hudozhestvennoy_literatury.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

       Приобщение малышей к художественной литературе.

                                     Первые книги.

                                                     «Чтобы подготовить человека духовно

                                                     к  самостоятельной жизни, надо ввести

                                                     его в мир книги».(В.А.Сухомлинский.)

Знакомство малыша с книгой в наше время, происходит чуть ли не с пеленок. Современные родители знают, какую огромную роль книга играет в развитии ребенка. Она способствует развитию речевых навыков малыша, закладывает первые кирпичики интеллекта, учит образному мышлению, является незаменимым источником новой ценной информации. Поэтому так важно, не откладывая, открыть вашей любимой крохе этот заманчивый и увлекательный мир под названием «книга».

Как же правильно это сделать? Как читать маленькому ребенку его первые книги?

Прежде всего, малышу необходимо читать книги, соответствующие его возрасту. В этом случае книга будет ему не только интересна, но и доступна к восприятию.

Книги для малышей должны привлекать внимание детей своими яркими и красочными картинками, текст пишется под рисунками и в с совсем малым объеме. Очень интересны для малышей стихи-потешки. Веселые и забавные стишки поднимут настроение не только благодарного слушателя, но и родителей. К тому же их поэтическая форма легко запоминается малышами, и затем, только услышав знакомые словосочетания, они начинают радоваться.

Также можно познакомить малыша с книжками-игрушками, в которых есть рельефные рисунки, картинки-пищалки, объемные изображения. Малыш не только рассматривает картинки, но и исследует их маленькими ручками, что способствует развитию мелкой моторики, а соответственно, и быстрейшему развитию речи.

Предлагаю к просмотру перечень художественной литературы для чтения детям младшего дошкольного возраста:

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...». «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», « «Жили у бабуси...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...»,

  Сказки. «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;

 

Фольклор народов мира

Песенки. «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек» «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;

 Сказки. «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; « «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

 

                     Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..»,

С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С.  Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»;

 Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши,  косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

 

Произведения поэтов и писателей разных стран

ПоэзияЕ. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой. Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;

 Проза. А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;  Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;

Как говорил С.Я.Маршак: «Очень важно вовремя воспитать любовь  и интерес к книге, открыть в ребенке талант читателя». Дети дошкольного возраста являются слушателями, только при помощи взрослых они в дальнейшем способны стать читателями, все зависит от первого знакомства малыша с книгой.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к художественной литературе.

Приобщение детей к  художественной литературе.    Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.Дошкольное детство – очень важный этап в в...

Консультация для родителей: "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему поз...

Приобщение детей к художественной литературе

Методическая разработка .Приобщение детей к художественной литературе...

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе «Мир книг»

Всем известно что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской ...

Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»

   Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...