Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи
консультация на тему
Изменение по падежам является одним из наиболее важных дефектов у детей с общим недоразвитием речи, в устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_otrabotku_padezhn._okonchan.doc | 144.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи.
Для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменение по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений.
Как и у детей с нормально развивающейся речью, в жизни детей с недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать усвоенные слова друг с другом - образовывать словесные комбинации. Хаотичные сочетания слов используются ребенком только в какой-либо одной форме, не зависимо от требуемого падежа, числа, лица, времени. На этом этапе развития ребенок не способен изменять слова (мама-маму-маме). Это явление может проявляться на протяжении нескольких лет.
Нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение одной языковой ситуации, распространяет ее в дальнейшем на другие аналогичные слова (беру чашку, ложку, шапку), а ребенок с нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и обозначает однотипные речевые ситуации по-разному.
Возможно и обратное явление - распространение одного какого-либо способа изменения слова на все слова независимо от их типов (дай банку, дай молоку). Такие дети не улавливают синтаксического значения падежа: «ест каша, сидит на стульчику). Такие аграмматизмы получили в логопедии название «смешение падежей».
Часты случаи неправильного использования детьми с общим недоразвитием речи грамматических элементов для обозначения множественности предметов - при употреблении наречия «много» (много грибы, много карандаши); при употреблении числительных (два грибы, три машинка) или (много грибах, три куклах). При чем чем больше вариантов в наборе падежных флексий, тем медленнее они усваиваются ребенком. Например, существительные Тв. п. ед.ч. имеют в своем наборе несколько вариантов окончаний (-ом, -ем, -ей, -ью), усваивается значительно медленнее, чем Вин. п. или Пр.п..
Смешение флексий в классе слов-названий предметов распространено значительно более чем в классе слов-действий.
Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с глубокой речевой патологией часто встречаются грамматичные высказывания типа «нет палъта», «приехал на метре» и т.д. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации специальной целенаправленной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и давать детям тексты и слова, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.
Именительный падеж.
- «Что едет по дороге?»
- «Кто где живет?»
- «Что где растет?»
- «4-й лишний» - на все лексические темы.
- «Назови ласково»
- «Что (кто) быстрее, тяжелее, ярче, выше?»
Родительный падеж.
- «Без чего?»
Заяц без уха, машина без колеси и т.д.
- «Из чего мы сделаны?»
Мяч сделан из резины, карандаш из дерева и т.д.
- «Чей хвост, чья голова?»
Это голова зайца, это хвост собаки и т.д.
- «Один - много»
Лиса - много лис, оса - много ос и т.д.
- «С чьей ветки детка?»
Эта ветка с дуба, эта ветка с ивы и т.д.
- «Найди отличия»
- «Для чего это нужно?»
Скатерть нужна для стола, колесо нужно для машины и т.д.
- «Чьи это вещи?»
Халат - мамы, клубок - бабушки, очки - дедушки и т.д.
- «Чего (кою) не стало?»
не стало куклы, не стало кубика и т.д.
- «Кто кого кормит?»
Волк кормит волчонка, сова кормит совенка и т.д.
- «Какой это букет?»
Это букет ромашек, это букет роз и т.д.
- «Что около?»
Около лодки человек, около муравья грибок и т.д.
Дательный падеж.
- «Кому это нужно?»
косточка нужна собаке, капуста нужна зайцу, колпак нужен повару
- «Для кого угощение?»
орехи - белке, рыба - лисе, яблоко - ежу и т.д.
«Где живут продукты?»
Соль живет в солонке, чай живет в чайнике, сахар ...
Винительный падеж.
- «Кою (что) ты видел(а) на улице, в лесу, в группе, и т.д.?»
- «Что забыл нарисовать художник?»
Художник забыл нарисовать у машины колесо, у мишки лапу и т.д.
- «Запомни и расскажи»
Взрослый, молча, выполняет какие-то действия с предметами, а дети комментируют их. Вы положили лимон в карман, а яблоко отдали Коле и т.д.
- «Кто к нам пришел?»
К нам в гости пришли 2 медведя, 3 куклы и т.д.
Творительный падеж.
- «Кто куда спрятался?»
Мишку спрятали за диваном, куклу спрятали за шкафом и т.д.
- «Что где лежит?»
книга лежит под столом, за шкафом и т.д.
- «Чем что делают?»
пилят - пилой, шьют - иголкой, слушают -ушами и т.д.
- «Кто с чем пришел на день рождение?»
- «Кто кем был, что чем было?»
утка была утенком, лягушки были головастиками и т.д.
- «Когда это бывает?»
снег бывает зимой, гром бывает летом и весной и т.д.
- «Кто чем питается?»
коровы(а) - сеном, белка(и) - орехами и т.д.
- «Что с чем рядом?»
рядом с яблоком груши т.д.
- «Кто с кем живет?»
киса с котятами, сова с совятами, я с мамой и папой и т.д.
- «Кто за кем охотится?»
лиса охотится за мышкой, морж за рыбой и т.д. 11 .«Что с чем?»
дом с трубой, кресло со спинкой, шкаф с дверцами и т.д.
- «Кем ты хочешь быть?»
Я хочу быть врачом, учителем и т.д.
- «Чем угостишь друзей?»
Я угощу Таню конфетой(ми), Свету - яблоком (ми) и т.д.
Предложный падеж.
1. «Кто где живет?»
собака в будке, белка в дупле и т.д.
- «Что где растет?»
яблоко(и) в саду, шишка(и) в лессу и т.д.
- «Кто на чем поедет?»
я поеду на машине, Коля поедет на автобусе и т.д.
- «О чем можно думать, говорить?»
- «О ком можно заботиться?»
- «О чем думают животные?»
медведь в берлоге думает о меде, заяц под кустом думает о морковке
Согласование существительных с числительными
- «А ну-ка сосчитай?».
Использовать существительные м., ж., ср. рода:
2 кубика, 3 яблока, 5 книг и т.д.
- «Подумай и ответь»
-Сколько глаз у 2-х детей? (У двух детей 4 глаза)
- Сколько ушей у 2-х мальчиков?
- Сколько лапок у 3-х курочек?
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько носов у 5 детей? и т.д.
- «Рыбалов»
- Сколько рыб поймал рыболов? (Рыболов поймал 2 пескаря, 3 щуки ...)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образование грамматических форм имени существительного с детьми с общим недоразвитием речи –3 уровня».
Из опыта работы....
Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности коррекционной работы по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...
Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...
«Сюжетно- дидактические и ролевые игры при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи»
Роль практического применения математических знаний в различньrx видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагогиеще в прошлом столетии. Разрабатывая вопросы развития у детей математич...
Дидактические игры и упражнения в коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
В публикации говорится о коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений....
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа для детей с общим недоразвитием речи
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа для детей с общим недоразвитием речи Одним из наиболее сложных разделов обучения для детей...
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей с общим недоразвитием речи.
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей с общим недоразвитием речи....