«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
консультация (младшая группа) на тему
Дополнительное образование " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklormicrosoft_word_document_2.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
воспитатель Караченцева С.Н
Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верований. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражания которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды. Произведения устного народного творчества, расширяя знания детей об окружающем, способствуют развитию речи детей. При чтении сказок, потешек малыши знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается их собственное творчество, ярче и образнее становится их речь за счет усвоения качеств, эпитетов, сравнений, синонимов и др., например: ″ясный сокол″, ″красна девица″, ″добрый молодец″, ″малые детушки″, ″бабушка добренька″, и др. Чтение фольклорных произведений способствует воспитанию у детей интонационной выразительности речи, умению эмоционально читать потешку, сказку и т. д. Постоянно работая с детьми раннего возраста, мы знаем, что с трудом дается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы одним словом, а иногда и просто движением головы. Нелегко вызвать у детей фразовую речь. А уж сложносочиненные и сложноподчиненные предложения используют в своей речи единицы детей. Для выражения своих мыслей малыши используют в основном существительные и глаголы, мало используют прилагательные, наречия, не всегда используют предлоги, местоимения. Например, на вопрос: ″Какой медведь?″ дети отвечают ″большой″. А ведь можно еще назвать медведя неуклюжим, косолапым, диким, лохматым. Или на вопрос: ″Где кубики?″ дети отвечают: ″Там″. А хотелось бы услышать конкретно: на полке, в коробке, в ящике. Из опыта работы все воспитатели знают, как легко провести физкультурное занятие и как трудно провести занятие по развитию речи. Часто на занятиях по развитию речи возникает одна и та же проблема – говорят в основном воспитатели, мало говорят дети, т. е. отмечается низкая речевая активность детей. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, происходит оскуднение русского языка, исчезает его красота, образность. Поэтому мы и взяли за основу своей работы направление на устное народное творчество, чтобы показать детям красоту русского языка и поэтапно сформировать у детей интерес к фольклору. А заодно разговорить наших малышей, сделать их речь правильной, красивой, чтобы детки умели читать стихи, потешки, и чтобы проблема развития речи не была уже для нас проблемой. По данной теме мы изучили имеющуюся литературу и используем ее в работе. Основное пособие, используемое в работе - «Знакомство детей с русским народным творчеством» - авторов Л. С. Куприной, Т. А. Будариной, О.А. Маркеевой, О. Н. Корепановой. В этой книге коллектив авторов предлагает конспекты речевых занятий, занятий по организации двигательной деятельности, занятий по ознакомлению детей с русской народной песней на основе использования фольклора. Выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогли разработки Гербовой В. В. Большую помощь в работе нам оказывают статьи из журналов «Дошкольное воспитание» №7,-1990, №11.- 2010. Мы поставили перед собой цель: систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору. Для выполнения необходимо решить следующие задачи:
1. Вызвать интерес у детей к устному народному творчеству, эмоциональный отклик детей на произведение;
2. Научить детей рассказывать знакомые сказки, читать наизусть потешки;
3. Обогащать речь детей яркими образными выражениями из произведений русского народного фольклора.
Для решения поставленных задач мы создали соответствующие условия: подобрали книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации), настольно- печатные игры, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания. В книжном уголке разместили: книги-игрушки, книги-раскладушки, книги- картинки, книжки-малышки. В уютном домике-теремке мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, сказок, разные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный), сказки-вкладыши. Сделали картотеки по потешкам, прибауткам, играм, пальчиковым играм. Для того чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание.
Всю работу с произведениями мы строим в несколько этапов.
1 этап – предварительная работа – знакомим с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза) - рассматриваем картинки, игрушки, животных, обследуем предмет, играем с ним. На этом этапе мы как можно сильнее воздействуем на чувства ребенка, вызываем эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – знакомим с художественным произведением (сказка, прибаутка, потешка). - рассказываем и читаем сказки, потешки; - повторно читаем с сопровождением иллюстраций: - беседуем по содержанию; - выборочно читаем отрывки, песенки; - обыгрываем (с куклой ″Водичка, водичка…″) Здесь большое внимание мы уделяем выразительности своей речи, чтобы ребенок понял смысл произведения, поступки героев.
3 этап – повторяем потешки, сказки. Повторения необходимы, чтобы закрепить знания детей. - рассказываем сказки, потешки с использованием фланелеграфа, настольного театра, кукольного театра; - читаем без показа иллюстраций; - договариваем стихотворные слова и фразы; - проговариваем фразы с отдельным ребенком Использование этих приемов помогает нам закрепить навыки интонационной выразительности.
4 этап – внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности - используем в режимных процессах; - читаем на занятии сразу 2-3 потешки; - используем героев сказок на других занятиях. Первые потешки и песенки, услышанные детьми, были в период адаптации. И сразу у ребенка появляются положительные эмоции. Можно еще погладить малыша, обнять, сказать: «Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка, Принесет орешки для Машиной потешки». Во время игры детям нравится, когда мы берем куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинаем припевать, покачивая ее: Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, мою дочку не буди. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, мы показываем, как громко лает собачка Белолоба (используем мягкую игрушку), может разбудить Катю. А когда купаем куклу в ванночке, говорим: «Теплую водичку льем на нашу птичку» и используем игрушечный кувшинчик. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают потешки и переносят их в повседневную игру. Мы очень много рассказываем детям сказок. Это: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и т. д. Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, мы подбираем соответствующие игрушки и вносим в группу, спрашивая у детей из какой сказки пришли эти герои. Также используем прием договаривания фраз из сказки «Жили-были …(дед и баба). Еще деткам очень нравится драматизация. Они с удовольствием участвуют в обыгрывании сказок. Часто мы прибегали и к такому приему, как прослушивание сказок и потешек на дисках. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в музыку, напевность русского языка. А приятное звучание русской народной балалайки дети быстро узнают, начинают имитировать игру на балалайке и называют этот инструмент. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки мы начали с показа игрушек, которые выставили на стол и для каждой подобрали загадку: «Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает?», «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаем потешкой, песенкой, чтобы вызвать радостное настроение. Так, при мытье рук и лица, говорим: «Чистая водичка моет Саше личико, Дашеньке – ладошки, а пальчики – Виталичке». Или: «Кран – откройся, рот – умойся». Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры и веселую потешку. Во время заплетания девочкам косичек мы говорим: «Уж как я тебе косичку заплету, прежде я твою головку расчешу», а потом во время игры в «Парикмахерскую» мы слышим, как дети повторяют эти потешки. На занятиях по конструированию малыши строят домики – теремки. При обыгрывании постройки отвечают на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Что он стал делать там?». Ответы детей: «Кошка на окошке рубашку шьет, курочка в сапожках избушку метет». Наступило время гулять, надо одеваться. И опять нам помогают наши любимые потешки. Во время одевания говорим: «Валенки, валенки, невелички маленьки, опушка бобровая, Маша чернобровая». Если кто-то медленно одевается, напоминаем: «Семеро одного не ждут» или замечаем, что ребёнок оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». На прогулке мы отгадываем загадки, играем в подвижные игры «Стань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки, Топни каблучками, потанцуй-ка с нами».
Объясняем родителям, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку. Привлекаем родителей к обновлению уголка ряжения.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились понимать речь взрослого, выполняют словесную инструкцию. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. На занятиях помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе, а также активно рассказывают об изображениях на картинках, о событиях из своей жизни. Анализируя результаты работы с детьми по приобщению их к устному народному творчеству, можно сделать вывод: все наши дети проявляют интерес к произведениям устного народного творчества и эмоционально откликаются на произведения. Дети с интересом слушают сказки, потешки, загадки, любят рассматривать иллюстрации в книгах с народными произведениями.
В работе мы будем продолжать использовать все виды и формы детского фольклора.
Список литературы:
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О. Н. Корепанова. - Знакомство детей с русским народным творчеством «Дошкольное воспитание» №7-1990, №11.- 2010
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: Акцидент, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...
Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны
В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...
«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»...
"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...
Роль музыкальной НОД в развитии речи детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Цель. Развитие речи детей младшего возраста посредством всех видов музыкальной деятельности.Задачи.1. Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять детям радость. Это главное условие их музыкальног...
Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы
Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное учреждение детский сад № 11муниципального образования Кореновский район Ме...