Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны
материал (младшая группа) по теме
В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_razvitii_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» -
воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Ипкаевой Лилии Маратовны
Актуальность и перспективность опыта
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.
Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом. Приобщение детей к устному народному творчеству способствует формированию нравственных качеств, развитию речи, нравственному отношению к окружающему миру, то есть закладываются моральные основы человеческой личности. Научная новизна заключается в том, что в ней предпринята попытка обобщения, комплексного исследования детского фольклора бурят, проанализированы его жанровые особенности, определены генетические истоки и его связь с традиционным фольклором взрослых. Впервые в научный оборот введены фольклорные материалы. Детский фольклор бурят рассматривается впервые как относительно самостоятельная и самобытная часть национального устного словесности.
Свою работу, по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством строю, основываясь на следующих педагогических принципах:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Наличие теоретической базы
Для обеспечения теоретической базы использую следующие программы, технологии и другие источники:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобиридзе и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г.
2. Бондаренко А.К. « Словесные игры в детском саду» М: Просвещение, 1977 г.
3. Буланин Д. « Детский поэтический фольклор» Антология, 1997 г.
4. Гербова В.В. « Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада» Просвещение, 1956 г.
5. Зуева Т.В. « Русский фольклор» Флинта: Наука, 1998 г.
6. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», «Дельта», 1998 г.
7. Мелехова Л.В. « Речь дошкольника и ее исправления» М:, Просвещение, 1967 г.
8. Нестеренко И. «Детский поэтический фольклор» Спб,, 1997 г.
9. Неганова Н. « Русский фольклор в жизни малышей» // Дошкольное воспитание, 1995 г. №9.
10. Хрестоматия к программе «Валдоня! « Пособие для ДОУ РМ.- сост. Е.Н Киркина.- Саранск: Мордов. изд-во., 2004 г.
11. Татарская народная литература.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей считаю необходимость ознакомления детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества, применение народного слова в разных видах деятельности, активизация словарного запаса через употребления детьми слов в речи, развитие коммуникативных навыков.
Оптимальность и эффективность средств.
Оптимальным и эффективным средством в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:
1. Занятия по ознакомлению устным народным творчеством детей младшего дошкольного возраста;
2. Беседы с использование наглядно-иллюстрированного материала;
3. Работа с родителями (консультации, папки-передвижки, беседы, выступления на родительских собраниях),
4. Создание дидактических и подвижных игр, необходимого пособия, атрибутов, дидактического материала.
Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагоги, о методах и приемах их использования.
Результативность опыта
Результативность опыта заключается в том, что воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество необходимо для развития коммуникативных навыков, повышение речевого, развитие зрительного восприятия и внимания, творческого воображения.
Возможность тиражирования
Опыт работы размещен на сайтах:
nsportal.ru:
1. Проект на тему: «Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию в условиях ФГОС»;
2. Консультация для родителей на тему: «Нельзя и надо».
Maam.ru
1. Проект на тему: «Поликультурное детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Делилась опытом на педагогических советах ДОУ, районных методических объединениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...
Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...
«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дополнительное образование " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»...
Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...
Методическая разработка "Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
quot;Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"...