«Использование театрализованных игр по сказкам в обучении русскоязычных детей татарскому языку»
консультация на тему

Минеева Ирина Васильевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_gotovaya.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижнекамская специальная  (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат VI вида «Надежда»

Выступление

для родителей по теме:

«Использование театрализованных игр по сказкам в обучении русскоязычных детей татарскому языку»

Подготовила   и провела                                 Минеева Ирина Васильевна, воспитатель по обучению татарскому языку

г.Нижнекамск, 2015 год

Цель консультации:

  1. Познакомить родителей с театрализованными  играми при  обучении татарскому языку в детском саду.
  2. Вызвать интерес родителей к совместным  театрализованным играм вместе с ребенком.
  3. Дать рекомендации родителям  по показу сказок на татарском языке для русскоязычных детей.

План:

  1. Сказка - благодатный источник раннего иноязычного образования.
  2. Образовательные возможности сказки.

3.   Игра-драматизация сказки «Теремок» (с настольными куклами).

4.  Подбор татарской народной игры и дидактических игр по сказке «Теремок».

1.Как показывает практика, благодатным источником раннего иноязычного образования являются сказки. В них ярко выражены самобытность народа, его культура, нравы, обычаи, моральные принципы, особенности национального быта и уклада.

Вместе с тем в татарских сказках, наряду с их культурным многообразием, отражены общечеловеческие ценности, которые прививаются детям с ранних лет. Многолетний опыт работы педагогов позволяет утверждать, что изучение сказок увлекает детей, повышает мотивацию обучения иностранному языку.

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития речи ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер-многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребенку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают прибудить интерес к слову.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают ответы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними.

2.С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе пересказывания, обыгрывания сказки активизируется: словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность.

Нужно создать условия для самостоятельных игр в сказке, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.

Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание  татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Таким образом, во время столь углубленного знакомства со сказкой у детей развивается память, мышление, воображение, речь, активизируется словарь. Воспитывается умение подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников.

3.Уважаемые родители, предлагаем вам хорошо знакомую детям русскую народную сказку «Теремок» с татарским переводом.

Цель:  Формировать умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки на татарском языке.

Задачи:

Образовательные:

        -Запоминать названия персонажей и высказывания героев  на татарском языке.

-способствовать развитию диалогической речи;

  - развитие навыков словообразования.

Развивающие:

-развитие связного речевого высказывания;

 -развитие восприятия, внимания, мышления;

       - развитие целостного восприятия русской народной сказки;
       -развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление,    воображение.

Воспитательные:

-создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

 -воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

 Оборудование:  декорация теремка; настольные куклы-персонажи из сказки.

-Дети, посмотрите, стоит теремок.

Бежит мимо мышка-тычкан. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт? ( Теремкәйдә кем яши?)

Никто не отзывается. Вошла мышка-тычкан в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-бака и спрашивает:

—Теремкәйдә кем яши?

— Мин тычкан! А ты кто?  (Ә син кем?)

— Мин бака.

Тычкан зовет к себе лягушку.

— Айда, заходи! (Әйдә, кер.)

Лягушка-бака прыгнула в теремок.

Бежит мимо зайчик-куян. Остановился и спрашивает:

— Теремкәйдә кем яши?

— Мин тычкан.

— Мин бака.

Лягушка и мышка вместе:

— Ә син кем?

— Мин куян.

— Әйдә, кер!

Заяц-куян скок в теремок! И т.д.

4.Сказку можно оживить с помощью народных игр, песен, дидактическими играми, например:

Дидактические игры:

1)“Бу кайсы әкият?” (“Отгадай мою сказку”)

Цель: закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку на татарском языке.

2) “Мин кайсы әкияттән?” (“Откуда я?”)

Цель: учить понимать на слух татарскую речь, развивать быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления; формировать элементарные навыки общения на татарском языке.

3) «Нинди? ” (“Какой?  Какая?”)  

Цель: учить детей подбирать прилагательные к предложенным словам, учитывая их характерные особенности.

(Например: Зайка маленькая, пугливая- Куян кечкенә, куркак.).

4) “Зур-кечкенә” (“Большой - маленький”).

Цель: развивать активный словарь детей. Учить детей сравнивать по размеру.

(Например: Зайка маленькая, медведь большой - Куян кечкенә,  аю зур.  и т.д.)

5)”Тавышыннан таны” (“Чей голосок”)

Цель: Учить распознавать голоса персонажей из сказки.

6)”Кем нинди тавыш чыгара ?” (“Кто каким голосом говорит?”)

Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.

7)”Сколько зверей поселилось в теремке?”

Цель: закрепить счёт от 1 до 6 на татарском языке.

Татарская народная игра:   «Күрсәт әле, үскәнем”

 (“Покажи-ка мне, дружок”)

Цель: закрепить татарские названия персонажей из сказки «Теремок».

Задачи: выработать четкие координированные движения во взаимодействии с  речью;  продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей из сказки «Теремок»; воспитывать любовь татарскому фольклору.

Тәрбияче:                                        Воспитатель:

-Күрсәт әле, үскәнем,                            -Покажи-ка мне, дружок,

Тычкан ничек чыелдый?                           Как писчит мышка?                                                                          

-Менә шулай, менә шулай,                         -Вот так, вот так,

Шулай тычкан чыелдый.(Пи-пи)                Так мышка писчит.(пи-пи)

- Күрсәт әле, үскәнем,                        -Покажи-ка мне, дружок,                        

Бака ничек кычкыра?                        Как лягушка квакает?                

-Менә шулай, менә шулай,                         -Вот так, вот так,

Шулай бака кычкыра.(Ква-ква)                Так лягушка квакает.(ква-ква)

-Күрсәт әле, үскәнем,                        Покажи-ка мне, дружок,                        

Куян ничек сикерә?                                Как зайка прыгает?                

-Менә шулай, менә шулай,                         -Вот так, вот так,

Шулай куян сикерә.                                -Так зайка прыгает.

Личность зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них над злыми. В итоге можно сказать:  необходимость знакомства сказками связана с тем, что дошкольный возраст – уникальный период для приобретения личности.

                        

                                                        

Список литературы:

  1. 5.Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. РИЦ, 2012.-208с.
  2. Борһанова Р.А., Хисамова Ф.М. Татар теле өйрәнә нәниләр. Казан 2005
  3.  Бондаренко А.К.,Матусик А.И., Воспитание детей в игре. М., «Просвещение» , 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий к диагностике по обучению русскоязычных детей татарскому языку в доу

Инструментарий окажет помощь в проведении диагностики по программе "Говорим по-татарски"....

"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"

"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"...

Рабочая программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку средней, старшей и подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  по обучениюрусскоязычных детей  татарскому языку средней, старшей подготовительной группе  на 2015-2016 учебный год...

Использование дидактических игр, при обучении русскоязычных детей татарскому языку

Презентация "Использование дидактических игр, при обучении русскоязычных детей татарскому языку"...

Использование дидактических игр, при обучении русскоязычных детей татарскому языку

Доклад на тему "Использование дидактических игр, при обучении русскоязычных детей татарскому языку"...

Повышение эффективности обучения русскоязычных детей татарскому языку с использованием авторских дидактических и интерактивных игр средствами ИКТ

В данном материале можно ознакомится  какие авторские и дидактические  игры можно проводить с детьми и как влияет игры на повышение эффективности обучения русскоязычных детей  татарском...