Консультация для родителей «Использование театрализованных игр по сказкам в обучении русскоязычных детей татарскому языку»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №37»
Нижнекамского муниципального района РТ
Консультация для родителей
Тема: «Использование театрализованных игр
по сказкам в обучении русскоязычных детей
татарскому языку»
Воспитатель по обучению
татарскому и русскому языкам
МБДОУ № 37
Миндубаева Гузель Сиреньевна
г. Нижнекамск, РТ
Цель консультации:
- Познакомить родителей с театрализованными играми при обучении татарскому языку в детском саду.
- Вызвать интерес родителей к совместным театрализованным играм вместе с ребенком.
- Дать рекомендации родителям по показу сказок на татарском языке для русскоязычных детей.
План:
- Сказка - благодатный источник раннего иноязычного образования.
- Образовательные возможности сказки.
3. Игра-драматизация сказки «Теремок» (с настольными куклами).
4. Подбор татарской народной игры и дидактических игр по сказке «Теремок».
1.Как показывает практика, благодатным источником раннего иноязычного образования являются сказки. В них ярко выражены самобытность народа, его культура, нравы, обычаи, моральные принципы, особенности национального быта и уклада.
Вместе с тем в татарских сказках, наряду с их культурным многообразием, отражены общечеловеческие ценности, которые прививаются детям с ранних лет.Многолетний опыт работы педагогов позволяет утверждать, что изучение сказок увлекает детей, повышает мотивацию обучения иностранному языку.
Язык –основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития речи ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер-многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребенку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают прибудить интерес к слову.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают ответы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними.
2.С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе пересказывания, обыгрывания сказки активизируется: словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность.
Нужно создать условия для самостоятельных игр в сказке, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.
Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Таким образом, во время столь углубленного знакомства со сказкой у детей развивается память, мышление, воображение, речь, активизируется словарь. Воспитывается умение подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников.
3.Уважаемые родители, предлагаем вам хорошо знакомую детям русскую народную сказку «Теремок» с татарским переводом.
Цель: Формировать умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки на татарском языке.
Задачи:
Образовательные:
-Запоминать названия персонажей и высказывания героев на татарском языке.
-способствовать развитию диалогической речи;
- развитие навыков словообразования.
Развивающие:
-развитие связного речевого высказывания;
-развитие восприятия, внимания, мышления;
- развитие целостного восприятия русской народной сказки;
-развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.
Воспитательные:
-создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
-воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.
Оборудование: декорация теремка; настольные куклы-персонажи из сказки.
-Дети, посмотрите, стоит теремок.
Бежит мимо мышка-тычкан. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?(Теремкәйдә кем яши?)
Никто не отзывается. Вошла мышка-тычкан в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-бака и спрашивает:
—Теремкәйдә кем яши?
— Мин тычкан! А ты кто? (Ә син кем?)
— Мин бака.
Тычкан зовет к себе лягушку.
— Айда, заходи!(Әйдә, кер.)
Лягушка-бака прыгнула в теремок.
Бежит мимо зайчик-куян. Остановился и спрашивает:
— Теремкәйдә кем яши?
— Мин тычкан.
— Мин бака.
Лягушка и мышка вместе:
— Ә син кем?
— Мин куян.
— Әйдә, кер!
Заяц-куян скок в теремок! И т.д.
4.Сказку можно оживить с помощью народных игр, песен, дидактическими играми, например:
Дидактические игры:
1)“Бу кайсы әкият?”(“Отгадай мою сказку”)
Цель:закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку на татарском языке.
2)“Мин кайсы әкияттән?” (“Откуда я?”)
Цель:учить понимать на слух татарскую речь,развивать быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления; формировать элементарные навыки общения на татарском языке.
3) «Нинди? ”(“Какой? Какая?”)
Цель: учить детей подбирать прилагательные к предложенным словам, учитывая их характерные особенности.
(Например:Зайка маленькая, пугливая-Куян кечкенә, куркак.).
4)“Зур-кечкенә” (“Большой-маленький”).
Цель: развивать активный словарь детей. Учить детей сравнивать по размеру.
(Например: Зайка маленькая, медведь большой - Куян кечкенә, аю зур. и т.д.)
5)”Тавышыннан таны” (“Чей голосок”)
Цель: Учить распознавать голоса персонажей из сказки.
6)”Кем нинди тавыш чыгара ?” (“Кто каким голосом говорит?”)
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
7)”Сколько зверей поселилось в теремке?”
Цель: закрепить счёт от 1 до 6 на татарском языке.
Татарская народная игра:«Күрсәт әле, үскәнем”
(“Покажи-ка мне, дружок”)
Цель: закрепить татарские названия персонажей из сказки «Теремок».
Задачи: выработать четкие координированныедвижения во взаимодействии с речью; продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей из сказки «Теремок»; воспитывать любовь татарскому фольклору.
Тәрбияче: Воспитатель:
-Күрсәт әле, үскәнем, -Покажи-ка мне, дружок,
Тычкан ничек чыелдый? Как писчит мышка?
-Менә шулай, менә шулай, -Вот так, вот так,
Шулай тычкан чыелдый.(Пи-пи) Так мышка писчит.(пи-пи)
- Күрсәт әле, үскәнем, -Покажи-ка мне, дружок,
Бака ничек кычкыра? Как лягушка квакает?
-Менә шулай, менә шулай, -Вот так, вот так,
Шулайбака кычкыра.(Ква-ква) Так лягушка квакает.(ква-ква)
-Күрсәт әле, үскәнем, Покажи-ка мне, дружок,
Куян ничек сикерә? Как зайка прыгает?
-Менә шулай, менә шулай, -Вот так, вот так,
Шулай куян сикерә. -Так зайка прыгает.
Личность зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них над злыми. В итоге можно сказать: необходимость знакомства сказками связана с тем, что дошкольный возраст – уникальный период для приобретения личности.
Список литературы:
- 5.Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. РИЦ, 2012.-208с.
- Борһанова Р.А., Хисамова Ф.М. Татар теле өйрәнә нәниләр. Казан 2005
- Бондаренко А.К.,Матусик А.И., Воспитание детей в игре. М., «Просвещение» , 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми»
Консультация по театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми дошкольного возраста. Практические советы....
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...
«Использование театрализованных игр по сказкам в обучении русскоязычных детей татарскому языку»
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях
Игровой материал для родителей по подготовке детей к обучению детей грамоте...
Консультация для родителей «Использование театрализованных игр для коррекции и развития речи дошкольников на логопедических занятиях»
laquo;Использование театрализованных игр для коррекциии развития речи дошкольников на логопедических занятиях» Театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие...
- Мне нравится (1)