консультация "Способности в отличии от задатков"
консультация (подготовительная группа) на тему

Никитина Светлана Викторовна

Консультация "Способности в отличии от задатков" предназначается для родителей и педагогов , в которой рассказывается чем отличаются способности от задатков  и какими методами можно развить  у дошкольника способности к какому либо виду деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

 

Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:

Доминирование интересов и мотивов.

Эмоциональная погруженность в деятельность.

Воля к решению, успеху.

Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.

Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.

Бессознательное, интуитивное решение проблемы.

Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).

Многовариантность решений, прогнозов.

Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзявысказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзявысказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства  внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Проблема детской одаренности является актуальной в современных условиях. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.

          Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

         В поисках эффективных методов и приемов, форм взаимодействия с детьми были определены следующие направления работы.

-непосредственно – образовательная деятельность;

-образовательная деятельность при проведении режимных моментов;

-индивидуальная работа;

-самостоятельная деятельность детей;

-взаимодействие с  семьей.

Педагогическая диагностика  начиналась с наблюдения за ребенком, которая проводится  во всех видах деятельности, это позволяет получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако, в ходе наблюдения за детьми трудно  избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому  проводится анкетирование родителей.

      .

        Для детей имеющих интеллектуально – одаренных  программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса я использую принцип индивидуально-дифференцированного подход. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающих детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

        Например,   “Графический диктант” Цель: развивать счёт, закреплять понятие вверх, вниз, вправо, влево, логическое мышления, сообразительность и смекалку, умение ориентироваться  в задании , развивать зрительное восприятие, память и внимание.

Или взять игру «Лабиринт» , где дети разделены на две подгруппы: сильной подгруппа  самостоятельно проходит лабиринт, объясняя свои действия

         В тоже время, детям во второй подгруппы при выполнении этого же задания требовалась помощь педагога.

         Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.

В своей работе я использую занимательный материал и развлечения на математическом материале: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

  • Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.  
  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
  • наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ. Это позволяет придавать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности); дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

         Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

          Помимо непосредственно-образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, применяются и в свободной игровой деятельности детей. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным является создание в группе развивающей среды, в виде математического уголка.

При организации математического  уголка, мы уделяли особое внимание его содержанию, так как он должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей.

В уголке содержится большое и разнообразное количество игр и пособий (игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра»,: «Сложи узор», «Уникуб», «Чудо цветик» , «Крестики», «Логический экран», «Хамелион», «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты  классификацию, сравнение, анализ; иры на развитие логического мышления - палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича); книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.

Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще кроме программного содержания. Поэтому был организован кружок «Мир Логики».  В рамках кружка используются развивающие игры В. В. Воскобовича, в которых заложен творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью развивается интеллект, мелкая моторика рук, познавательные и математические способности.

Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников, мы выстраиваем по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.

  1. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
  2. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах математического развития в условиях семьи.

Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей

Наше будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Наше будущее - дети. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развить их задатки и наклонности в способности и таланты.



Предварительный просмотр:

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

 

Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:

Доминирование интересов и мотивов.

Эмоциональная погруженность в деятельность.

Воля к решению, успеху.

Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.

Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.

Бессознательное, интуитивное решение проблемы.

Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).

Многовариантность решений, прогнозов.

Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзявысказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзявысказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства  внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Проблема детской одаренности является актуальной в современных условиях. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.

          Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

         В поисках эффективных методов и приемов, форм взаимодействия с детьми были определены следующие направления работы.

-непосредственно – образовательная деятельность;

-образовательная деятельность при проведении режимных моментов;

-индивидуальная работа;

-самостоятельная деятельность детей;

-взаимодействие с  семьей.

Педагогическая диагностика  начиналась с наблюдения за ребенком, которая проводится  во всех видах деятельности, это позволяет получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако, в ходе наблюдения за детьми трудно  избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому  проводится анкетирование родителей.

      .

        Для детей имеющих интеллектуально – одаренных  программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса я использую принцип индивидуально-дифференцированного подход. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающих детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

        Например,   “Графический диктант” Цель: развивать счёт, закреплять понятие вверх, вниз, вправо, влево, логическое мышления, сообразительность и смекалку, умение ориентироваться  в задании , развивать зрительное восприятие, память и внимание.

Или взять игру «Лабиринт» , где дети разделены на две подгруппы: сильной подгруппа  самостоятельно проходит лабиринт, объясняя свои действия

         В тоже время, детям во второй подгруппы при выполнении этого же задания требовалась помощь педагога.

         Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.

В своей работе я использую занимательный материал и развлечения на математическом материале: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

  • Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.  
  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
  • наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ. Это позволяет придавать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности); дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

         Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

          Помимо непосредственно-образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, применяются и в свободной игровой деятельности детей. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным является создание в группе развивающей среды, в виде математического уголка.

При организации математического  уголка, мы уделяли особое внимание его содержанию, так как он должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей.

В уголке содержится большое и разнообразное количество игр и пособий (игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра»,: «Сложи узор», «Уникуб», «Чудо цветик» , «Крестики», «Логический экран», «Хамелион», «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты  классификацию, сравнение, анализ; иры на развитие логического мышления - палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича); книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.

Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще кроме программного содержания. Поэтому был организован кружок «Мир Логики».  В рамках кружка используются развивающие игры В. В. Воскобовича, в которых заложен творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью развивается интеллект, мелкая моторика рук, познавательные и математические способности.

Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников, мы выстраиваем по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.

  1. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
  2. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах математического развития в условиях семьи.

Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей

Наше будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Наше будущее - дети. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развить их задатки и наклонности в способности и таланты.

Виды одаренности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты работы дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта раннего выявления индивидуальных двигательно-физкультурных задатков и врожденных наклонностей.

Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В это...

"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)

"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)....

«Задатки и способности»

Из данной консультации родители узнают много интересного....

Развитие вокальных способностей ребёнка – дошкольника, с учётом индивидуальных особенностей и задатков.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.

Апробация новой технологии "Конструктор ТИКО". Конструирование  – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющ...

Консультация «Чем отличаются левша от правши — основные отличия»

Как определить какое полушарие ведущее у вашего ребенка.Кто он левша или правша? А может он амбидекстр?...

Роль воспитателя в развитии индивидуальных познавательно- речевых задатков у детей.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей до...