«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Стрельченко Ирина Викторовна

Апробация новой технологии "Конструктор ТИКО". Конструирование  – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko.docx711.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я хочу рассказать вам об апробации мной новой технологии  «Конструктор ТИКО для объемного моделирования»

Начался новый учебный год. Нет такого родителя или воспитателя, который именно с нового года не говорил бы себе, что надо стать лучше. Это значит, хочется начать уделять развитию наших детей больше времени, но главное – делать это по-новому, чтобы не было скучно взрослым, чтобы было полезно малышам, чтобы не было дорого для детсадов.

       В сентябре этого года я посетила работу форума «Педагоги России: инновации в образовании» в г. Красноярске. Работа форума была построена по блокам, которые мы с коллегами могли посетить. Побывав на работе блока « Организация художественно-творческой и конструктивной деятельности в ДОУ», я познакомилась с новой технологией «Конструктор ТИКО», которая меня заинтересовала. Почему меня заинтересовала именно эта технология? Да потом что, работая много лет, я наблюдала, что у детей возникает проблема при конструировании. Дети в основном строят по образцу, если образец отсутствует, создание постройки вызывает затруднение.  Данная технологи формирует у ребенка навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивает в нем задатки конструктора, творческие, коммуникативные, интеллектуальные, организаторские умения.

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры достаточно хорошо изучен и в отечественной дошкольной педагогике . Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно. Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, поэтому она в большей степени, чем другие виды детской игры, приближается к практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Конструирование тесным образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в разных пространственных положениях.

Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Для детей в возрасте от трех до семи лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать.

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Реализовать такой конструктивный настрой ребенка помогает Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО».

Что такое ТИКО?

Конструктор  «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

особенность - соединение и вращение под любым углом

В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

В игре с конструктором ребенок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники).

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста.

Их выпуск был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена и др.

Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования, а также рекомендован ФГОС ДО.

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.

Вот  поэтому в своей работе я решила использовать конструктор ТИКО. Эти конструкторы очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода.

Функции конструкторов «тико»:

Образовательная: 

- систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

Развивающая: 

- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательная: 

- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

     

Определила цель:

-формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников.

Для этого я ставлю перед собой следующие задачи:

- увлечь детей активной творческой деятельностью;

- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;

- укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;

- развивать у детей мотивационную сферу  –  интерес к исследовательской  деятельности и моделированию.

Ведущей формой организации занятий я выбрала групповую.

Наряду с групповой формой работы во время занятий я осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть я планирую с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей. Вся практическая часть основана на работе детей  по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Какие же возможности в обучении дает конструктор «тико»? Воспитателям  конструктор полезен, как средство для быстрого создания наглядных пособий. Дошкольникам  конструктор ТИКО предоставляет уникальную возможность – постигать геометрические тела и формы мануально

C:\Users\555\Desktop\Новая папка\DSC_2799.JPG

Начав работать с конструктором ТИКО только с сентября месяца,  заметила, что  у детей возрос интерес к конструктивной деятельности. Дети с удовольствием создают постройки из строительного материала, проявляя фантазию и воображение. Они стали работать группами, помогая друг другу. Ребята стали обыгрывать  создаваемые конструкции.

К концу первого года обучения планирую следующий результат:  

- различать геометрические фигуры  (квадрат, круг, треугольник) по цвету, форме и размеру;

- ориентироваться в свойствах: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий;

- конструировать основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

- анализировать и сравнивать по одному признаку;

- классифицировать по одному свойству;

- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также -над, -под, -в, -на, -за, -перед.

Итог.

Когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии, сфера образования не может оставаться в стороне от этого государственного заказа. Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития личности ребенка еще с детского сада и является работа с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования. Конструкторы ТИКО обогащает развивающую среду детского сада. Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки! Работа с ним открывает для ребенка новый мир технического знания, а воспитателю дает возможность разнообразить занятия, стимулировать интенсивное развитие детей. Для родителей – это возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Объемное моделирование ТИКО-конструктор

Даны образцы объемных Тико-конструкций...

Игры на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников, с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО.

Игры с использованием конструктора " ТИКО" по развитию фонетико-фонематического слуха, мелкой моторики и речевого дыхания....

Творческая мастерская для родителей «Как развить в малыше задатки конструктора» (с использованием обучающего «ТИКО-конструктора»)

Пояснительная записка: в данном приложении представлена консультация для родителей «Как развить в малыше задатки конструктора», основной целью которой является знакомство родителей воспита...

Презентация "Объемное моделирование ТИКО-конструктор"

Занятия строю на основе практической работы с конструктором ТИКО и знакомлю детей с такими видами творческого конструирования как:1) исследование, проводимое под руководством педагога и...

«Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования».

laquo;Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования»....

Мастер - класс для педагогов «Моделирование сказки с помощью конструктора ТИКО»

Новой нетрадиционной формой в конструктивно-модельной деятельности является применение инновационного конструктора – ТИКО. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с...