Результаты работы дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта раннего выявления индивидуальных двигательно-физкультурных задатков и врожденных наклонностей.
статья на тему

Поздеева Марина Валентиновна

Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Известные педагоги, не раз писали, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет родителя ограждать малыша и лишать его самостоятельности. В результате к тому моменту, когда ребенок, наконец, становится взрослым, океан способностей, данный ему изначально, превращается в маленькую лужицу. Развитие ребенка можно сравнить с построением треугольника, основание которого – начало жизни. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Чем он старше, тем менее открытым и восприимчивым становится. Треугольник сужается, и его вершина – это уже не что иное, как характер взрослого человека, который приобрел абсолютную законченность, утратив при этом восприимчивость и гибкость. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно поддерживать и развивать внутреннюю свободу ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Известные педагоги, не раз писали, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет родителя ограждать малыша и лишать его самостоятельности. В результате к тому моменту, когда ребенок, наконец, становится взрослым, океан способностей, данный ему изначально, превращается в маленькую лужицу. Развитие ребенка можно сравнить с построением треугольника, основание которого – начало жизни. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Чем он старше, тем менее открытым и восприимчивым становится. Треугольник сужается, и его вершина – это уже не что иное, как характер взрослого человека, который приобрел абсолютную законченность, утратив при этом восприимчивость и гибкость. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно поддерживать и развивать внутреннюю свободу ребенка.

        С целью удовлетворения потребности ребенка в движении, формирования, развития двигательных навыков и физических качеств, осознанного выполнения упражнений, воспитания интереса к физическим упражнениям, укрепления здоровья ребенка, развития двигательных навыков и физических качеств наш коллектив с большим желанием и интересом включился в работу над муниципальным проектом «Выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей дошкольного возраста в ДОУ г. Чебоксары». Каждый ребенок, участвующий в проекте, получил карту диагностики и развития способностей, где  педагоги делали отметки по индивидуальным задаткам и наклонностям  ребенка по всем областям развития.

        Что касается двигательно-физкультурных задатков и наклонностей, то для них были разработаны определенные критерии, а именно:

  • очень подвижен, любит движение (бег, прыжки, кувыркание, лазание),
  • хорошо удерживает равновесие в движении,
  • обладает исключительной для своего возраста гибкостью, ловкостью,
  • обладает широким диапазоном движения ( от медленного к быстрому, от плавного к резкому),
  • демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (физических упражнений, умение прыгать и метать).

        Выявив наиболее способных детей по данным критериям, мы стали с ними работать. Результаты наблюдений фиксировались в таблице каждое полугодие. Чтобы результаты были более полными,  для оценки физического развития ребенка предлагались контрольные упражнения и двигательные задания (тесты):

  • диагностика физического развития;
  • диагностика физической подготовленности;
  • диагностика двигательной активности;
  • диагностика функционального состояния.

        Преимущество отдавалось текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

Всё это позволило:

  • составить индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы со способными дошкольниками, скорректировать его;
  • осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

        Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

        Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

        К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

        Для тестирования физических качеств дошкольников использовались контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

        Примеры лучших показателей и достижений ребенка заносились в карту диагностики. Специалисты ДОУ, а также родители ребенка могли высказать свои наблюдения, сделав записи в индивидуальной диагностической карте ребенка.

        При планомерной и систематической работе по физическому воспитанию мы достигали положительной динамики и хороших результатов.

Показатели физической подготовленности

Год

Кол-во детей

Вид движений

Бег, 30 м

Прыжки в длину

Метание

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

2009

90

5

(5,6%)

80 (88,8%)

5 (5,6%)

2 (2,3%)

85 (94,4%)

3 (3,3%)

21 (23,3%)

69 (76,7%)

0

2010

102

5

(4,9%)

90 (88,2%)

7 (6,9%)

6 (5,9%)

89 (87,2%)

7 (6,9%)

7 (6,9%)

92 (90,2%)

3 (2,9%)

2011

110

3 (2,7%)

88 (80%)

19 (17,3%)

1 (0,9%)

93 (84,6%)

16 (14,5%)

16 (14,5%)

92 (83,6%)

2 (1,9%)

2012

111

5 (4,5%)

104 (93,7%)

2 (1,8%)

5 (4,5%)

99 (89,2%)

7 (6,3%)

13 (11,7%)

97 (87,4%)

1 (0,9%)

Результаты бега, прыжков и метания представлены в виде диаграммы.

Результаты бега

Результаты прыжков

Результаты метания

        Работа по физическому воспитанию проводится в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ. Совместно  с медработником изучаются документы,  ведутся беседы с родителями. Медработники также осуществляют контроль по регулированию двигательной нагрузки детей на занятиях, что помогает реализовывать индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку. Наш коллектив считает, что важно не только выявить индивидуальные двигательно-физкультурные задатки, а прежде всего, воспитать у детей интерес к физической культуре, волю к победе, упорство, умение преодолевать трудности. Всё это при умелом систематическом подходе даст способным детям старт к новым победам и свершениям. А какой родитель не хочет видеть своего ребенка чемпионом? Поэтому родители здесь – первые помощники. Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями считаем установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует с обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Зачастую именно детский сад побуждает родителей обратить внимание на те или иные спортивные наклонности и продолжить их развитие в дополнительном образовании.

На слайде вы можете видеть наших будущих чемпионов:

Лабзина Лида

фигурное катание

Мышкин Петя

фигурное катание

Толмачева Маша

аэробика

Кудряшова Даша

фигурное катание

Еремкина Ирина

гимнастика

Разумова Кира

гимнастика

Атласкин Данил

карате

Иванов Саша

гимнастика

Вейти Кирилл

плавание

Полярова Настя

плавание

Михайлов Ярослав

карате

Меньшиков Данил

карате

Ежов Влад

карате

Петров Артем

карате

        А некоторые уже радуют нас своими успехами. Так, например, Толмачева  Маша в соревнованиях Приволжского федерального округа по аэробик-денс и аэробик-степ в своей возрастной категории 6-8 лет заняла 1 место. Много спортивных наград и медалей по карате имеет выпускник Петров Артем. Но самые главные награды и кубки еще впереди, мы уверены в этом!

Хорошей традицией стали совместные мероприятия с родителями. От участия в празднике «Мама, папа, я – спортивная семья» дети и родители получают заряд бодрости и положительных эмоций.

Неизгладимое впечатление на детей и их родителей  оказывают походы.

        Спортивные достижения детей позволяют сделать радостными, весёлыми физкультурные досуги. В программу физических досугов включаем любимые игры, упражнения, интересные зрелищные спортивные номера с учетом постоянно возрастающей нагрузки.

Такие мероприятия благотворно влияют на эмоциональное  состояние детей; они становятся более раскрепощёнными, исчезает замкнутость, неуверенность в себе, дети становятся более общительными.

        В каждой группе оборудован физкультурный уголок, который оснащён  всем необходимым. Силами педагогов и родителей сделано много нестандартного оборудования, которое помогает в повышении двигательной активности дошкольников в самостоятельной игровой деятельности.

        Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

        Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. И очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад для дошколят «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и педагогического коллектива МАДОУ №9 «Росинка» 2014-2015 учебный год

изучения состояния систем менеджмента качества образования  и удовлетворенности потребителей (родителей) качеством образовательных услуг....

Анкета «Выявление удовлетворенности родителей качеством образования, работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива»

Анкета«Выявление удовлетворенности родителей качеством образования, работой дошкольного образовательного учрежденияи его педагогического коллектива»...