Развитие вокальных способностей ребёнка – дошкольника, с учётом индивидуальных особенностей и задатков.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vokalnyh_sposobnostey_rebyonka_-_doshkolnika.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие вокальных способностей ребёнка – дошкольника, с учётом индивидуальных особенностей и задатков.
Значение музыки как вида искусства
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?
Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки музыки, поёт солдат в походе – песня придает особое бодрое настроение, организует шаг, мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. В этом самая главная особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому – либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие
образов, столкновение и борьбу контрастных тем, и их завершение.
Еще одна особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной
ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать
детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического
воспитания.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально – образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить
оказать помощь товарищам, воспитывая тем сами скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника.
Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого – то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Структура музыкальности ребёнка
Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Вопрос о музыкальности приобретает особое значение в дошкольном воспитании. Получило распространение
неправильное суждение о том, что можно сразу отнести ребёнка к «музыкальным» или «немузыкальным». В результате чего некоторые дети почти не приобщаются к музыке, к миру прекрасного. Упуская возможность воспитания эстетического отношения к окружающему, активного формирования нравственных качеств. Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей: у одних хорошая музыкальная память, у других – отзывчивость на музыку, у третьих – наличие абсолютного слуха сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов, у четвертых – неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке. В состав музыкальности входит звуковысотный слух (способность воспринимать, запомнить и по слуху воспроизводить мелодию) и внутренний слух (способность представить себе ритмическую или мелодическую сторону произведения).
Выделяются три основные музыкальные способности: 1. Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций – ладовое чувство. 2. Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. 3. Способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, ее точного воспроизведения – ритмическое чувство.
Характеризуя музыкальность, надо рассмотреть и те способности , наличие которых необходимо ребёнку для выполнения конкретной деятельности слушания, исполнения, творчества. Такими способами являются:
1) способность целостного восприятия музыки; 2) исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских музыкальных
инструментах); 3) способности, проявляющиеся в творческом воображении пир восприятии музыки, в песенных, музыкально игровых, танцевальных импровизациях.
Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о
творческом характере процесса слушания.
Проведенное ниже схема дает представление о структуре
музыкальности.
ВЕДУЩИЕ КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОСТИ | |||||||||||||||||||||||
Эмоциональный отклик на музыку | Музыкальный слух | ||||||||||||||||||||||
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||||||||||
Высота | Тембр | Динамика | Длительность | ||||||||||||||||||||
ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||||||||||
Ладовысотный слух | Чувства ритма |
Мы рассмотрели музыкальность плане ее ведущих компонентов (эмоция и слух), сенсорных способностей (различение качеств музыкальных звуков), основных способностей (ладовысотный слух), раскрыли структуру музыкальности. Однако эта структура может стать практичным руководством, если ее использовать с учетом музыкального развития детей разных возрастов и их индивидуальности.
Воспитательное значение пения, особенности слуха и голоса ребёнка, развитие певческих навыков
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятии музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребёнка появляется
заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувства ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученном другим путем информация. Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, оценивать качество исполнения песни.
Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребёнка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувства ритма.
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному
воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух – трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо – высотный слух.
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы (голосовая мышца развивается у детей от 5 до 12 лет).
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон - это объем звуков , который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого звучит голос.
Возраст детей | Диапазоны |
2 -3 3 – 4 4 – 5 5 – 6 6 - 7 | Ми - ля Ре - ля Ре - си Ре – си (до2) (до) ре –до2 (до) ре – до2 (до2диез -ре2) |
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребёнка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребёнка. Необходимо
постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешить им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Основные задачи в процессе занятий следующие: 1. формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению; 2.учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно в сопровождении и без сопровождения инструмента;
3. развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль); 4. развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное « гудение» у
низко и неточно поющих детей; 5. помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка – в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки. Певческая установка - это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плечи, не горбясь, слегка опершись на
спинку стула, который должен соответствовать росту ребёнка. Руки положить на колени, ноги твердо стоят на полу. Голову должны держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно. Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно
следить за правильным положением языка, губ, свободными движениям нижней челюсти. Хоровые навыки - это взаимодействие ансамбля и строя. Строй – это точное, певческое интонирование. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность». Звукообразование – при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Однако надо учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. У дошкольников дыхание поверхностное и короткое. Поэтому часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.
Дикция – (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой
дикции делает пение вялым и слабым.
Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются по мере разучивания все более сложных произведений.
Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются
быстрее, если они выразительны и понравились детям.
Разучивание песни, овладение певческими навыками – следующий наиболее продолжительный период. Песни различны по степени сложности: одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие - постепенно благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом. При этом надо стремиться поддерживать эмоциональные переживания детей, создать атмосферу дружных коллективных устремлений.
Голос и слух ребенка формируется не только во время разучивания песен, но и путем специальных приемов – упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха.
К первому типу упражнений можно отнести следующие:
1. определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии; 2. услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз; 3. различать высокие и низкие звуки; 4. отмечать правильно и неправильно поющих.
Ко второму типу упражнений относятся различные распевания (маленькие песенки) с определенными заданиями:
1.петь малую терцию вниз («ау – ау») в разных тональностях ( после показа педагога);
2.петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его:
К третьему типу упражнений относятся такие:
- уметь «настраиваться» по заданному звуку;
2. произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности;
3. «подравнивать» высоту и характер звучания к голосам других детей, исполняющих мелодию по указанию воспитателя;
4. точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.
В процессе обучения детей младших групп используются игровые приемы в связи с двигательными реакциями малышей, игрушки, систематический показ педагога. Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, собачке, петушке. Они с удовольствием хлопают ручками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни. Во всех возрастных группах необходим индивидуальный подход к детям. Методика обучения пению должна способствовать у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения. Петь без сопровождения очень трудно, но крайне важно. Разучивая песни, лучше всего предлагать детям сначала петь в сопровождении фортепиано, затем без него, но с помощью воспитателя и, наконец, самостоятельно исполнить песню без сопровождения.
Возрастные особенности голоса детей раннего дошкольного возраста
Развитие начальных певческих проявлений начинается с того, что ребенка приучают прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса. Поэтому в основе музыкального воспитания лежит воздействие выразительной певческой интонацией, теплота и задушевность которой вызывает у детей эмоциональный отклик. Для выявления интереса к пению используется показ игрушек.
На втором году жизни дети уже начинают подпевать за воспитателем
отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. В программе воспитания стоит задача – побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации. Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы…). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого.
Вызывая интерес к песне, желание ее спеть, воспитатель использует игровые приемы, применяет игрушку. Например, в песенке « Да - да – да» дети вместе со взрослым хлопают в ладоши, топают ногой. Выразительное
исполнение песни вызывает у детей эмоциональный отклик, желание петь.
Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положительное влияние на более робких.
Возрастные особенности голоса детей 3 – 4 лет
У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформулирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается головным резонатором, так как грудной резонатор почти не развит. Поэтому голос ребенка не очень сильный, дыхание слабое, поверхностное.
Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу.
Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные
по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон; короткие музыкальные фразы; удобные для дыхания ребенка. Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио – и телепередач, магнитофонных записей. Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Предусматриваются следующие задачи по пению для детей 3 – 4 лет:
1) учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
2) внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов; 3)правильно передавать мелодию в диапазоне ре - ля; петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него; 4) формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.
Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействуют выразительному ее исполнению детьми, развивают их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию.
Большое место в этом возрасте отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимают их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных слов, научить правильному произношению. Особого внимания требует работа над протяжным пением, так - как
многие дети поют говорком. Педагог выразительно поет долгие звуки. Дети следуют этому примеру. В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отметить его способности.
Возрастные особенности голоса детей 4 – 5 лет
На пятом году жизни дети умеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения. Дети отличаются большой слуховой активностью, слуховым вниманием, слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него ( при поддержке голоса взрослого).
Предусматриваются следующие задачи по пению для детей 4 – 5 лет:
1) продолжить учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; 2) правильно передавать мелодию в пределах ре – си; 3) различать звуки по высоте; 4) внятно произносить слова;
5) брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
6) вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление; 7) уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога) 8)петь выразительно, передавая характер песни (маршевой, танцевальный и колыбельный).
Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, все время показывать своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершено отсутствует правильное воспроизведение звука. Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию.
Поскольку дети этого возраста обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому
требованию отвечают музыкально – дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха.
В средней группе дети имеют определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняется и задания. Дети
воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (средним) звуком. Конечно, задания предлагаются только в игровой форе. Например, в гости к малышам приходят матрешки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на трех звуках – ми, сольдиез, си или фа, ля, до2;затем педолог поет имя Зина на ми или фа и ставит матрешку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети пропевают то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрешки Таня и Маша. Далее педагог берет на фортепиано эти же звуки в разной последовательности и пропевает имена матрешек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрешек.
В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, включить певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Для того чтобы упражнения были полезными, оказывали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, легким звуком.
Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации надо использовать прием - пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослого, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии педагог проигрывает, затем пропевает без музыкального сопровождения (можно привлечь хорошо поющего ребенка).
Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, вырабатывается единый тембр.
Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное
звучание возможно только при активном дыхании.
В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей.
Возрастные особенности голоса детей 5 – 6 лет
Голосовой аппарат в этом возрасте по-прежнему отличается хрупкостью,
ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты, связки короткие, звук очень слабый (он усиливается резонатроми). Грудной (низкий) резонатор слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий.
Дети в этом возрасте уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, узнать по тембру музыкальные инструменты.
Однако уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3- 4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво.
Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре – до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми
надо использовать песни с удобной текстурой, песни, в которых встречаются больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими.
К сожалению, некоторые практичные работники формально подходят к решению программных задач по пению. Разучивается музыкальный репертуар с целью его использования на праздничном утреннике. Дети каждую песню исполняют приблизительно. Интонируют приблизительно, порой не понимая его смысла.
Поэтому во время работы с детьми должны систематически использоваться упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Упражнения отличаются разнообразием ладо – гармоничной окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста.
Одна из сложных задач - это уметь петь без музыкального
сопровождения с воспитателем. Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента с
помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть а капелла. Нельзя разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом».По этой же причине не желательно поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время.
Очень важна следить за певческой установкой: во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула, для того чтобы у них активней и удобней работала главная дыхательная мышца – диафрагма. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища у живота. Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно.
Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Игры с пением
разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и наконец, все дети включаются в игру. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать
и мелодию, и текст, и главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.
На занятии детей старшей группы рассаживают следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажают детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду – детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем – детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.
Возрастные особенности голоса детей 6 – 7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7 – го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интересно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять
характер музыки, изменение динамики, смену темпов пении, направление движения мелодии; свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая
координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более
длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон.
Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре - си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре2). В работе с детьми этого возраста большое внимание уделяется распеванию, разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Кроме того, этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поет правильно и кто неправильно. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.
Одна из сложных задач - петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него. В работе с детьми 7- го года жизни педагог учит их петь без музыкального сопровождения более сложные песни.
Удобны для этой цели народные песни, такие, как «Веснянка», «У кота Воркота», «Сорока, сорока». Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладо – тонального слуха. Характерным в этой работе является следующий прием: педагог играет музыкальное вступление, дети начинают петь (без музыкального сопровождения), если ошибаются, нечисто интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность. Такая работа приучает детей слушать себя, оценить качество исполнения.
Педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно. Ведь только чистота интонирования и правдивое, художественно – выразительное исполнение произведения способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей
музыкально – эстетических эмоций.
Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и. При этом надо упражнять детей петь гласные и слоги с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов.
Приемы развития дикции ( правильного, ясного произношения) диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова. Здесь полезны приемы произношения текста шепотом, в ритме песни и с фортепианным сопровождением, а так же выразительное прочтение текста без музыки. Здесь полезны приемы произношения текста шепотом, в ритме песни и с фортепианным сопровождением, а так же выразительное прочтение текста без музыки.
Важнейший навык – правильность и чистота интонирования мелодии в хоровом пении. Все приемы развития этого навыка тесно связаны с формированием музыкально – слуховых представлений, слухового самоконтроля.
Можно использовать следующие приемы:
- «настроиться перед началом пения; педагог поет первый звук, и дети
его повторяют;
2. перед разучиванием песен полезно использовать музыкальные попевки
в различных тональностях; использовать несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка;
3. напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально – слуховые представления;
4. использовать движение руки ( элементы дирижирования),
показывающие , как петь выше или ниже.
Огромное значение имеет пение без инструментального сопровождения. Оно помогает развивать точную вокальную интонацию. Если дети затрудняются, можно использовать следующие приемы:
1. привлечь хорошо поющих детей к индивидуальному исполнению без инструмента небольших, несложных песен;
2. спеть знакомую песню с сопровождением инструмента, затем без него и в наиболее трудных местах, подпевая ребенку или играя мелодию на инструменте;
3. исполняя песни, особенно народные, можно распределить детей на две подгруппы: поющие лучше исполняют запев или припев (более сложный).
Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. При этом важно подчеркнуть значение всех музыкальных оттенков. Если дети понимают смысл, чувствуют настроение, они знают, почему нужно торжественно, радостно спеть праздничную песню, спокойно, ласково – колыбельную. Главное, чтобы действия ребят были объединены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры, способствующие развитию творческие способности ребёнка дошкольника по программе «Детский сад - Дом радости»
Мастер класс для педагогов ДОУ....
Статья на тему: «Роль и место игры, в развитии познавательных способностей ребёнка-дошкольника»
Представленный в статье материал описывает ообенноти организации игровой деятельности в условиях ДОУ...
Статья : "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребёнка дошкольника".
Статья для выступления на Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Современное состояние детской игровой культуры :проблемы и решения»Тема выступления: Роль и место игры в ра...
Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни - выступление на заседание форсайт - центра
Мастер-класс по Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни, выступление на заседание форсайт-центра, памятка....
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия: интег...
""Фольклор как средство развития музыкальных способностей ребёнка дошкольника
Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к мир...
Консультация для родителей по теме: «Организация развлечений в семье и развитие творческих и музыкальных способностей ребёнка – дошкольника с учётом ФГОС». Подготовила муз. руководитель Якубовская Е.А.
Основная цель развлечения – обогатить ребёнка новыми впечатлениями, переживаниями, позабавить его.Художественные развлечения для малышей очень многогранны.В одном случае дети являются зрителями,...