Развитие познавательной сферы психики детей
консультация по теме
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_sfery_psihiki_detey.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание
1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
2. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.
3. Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
4. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
7. Предлагайте детям:
- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные фразы, которые нужно закончить;
- вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаше отвечать на них.
8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
9. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начш-'йть, выполнять и заканчивать свои действия по кокан-де взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.
10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля — такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
Память
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
П анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
О осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
0 классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
СИ устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление. Речь
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них — анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому цля того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их аадо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. I. Включайте в занятия задания на:
И сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;
И классификацию, обобщение различных предметов по общим призна кам;
- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
- складывание целого из частей (разрезные картинки);
- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
1 задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д. 8
2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
4. В целях развития речи:
- после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
- развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
- упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
- учите детей доказывать свое мнение, выражать его.
На занятии должен звучать не монолог воспитателя или родителя, а диалог с ребенком или группой детей.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
- разминать пальцами пластилин;
- запускать пальцами мелкие волчки;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как, будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
- показывать отдельно только один палец — указательный, затем два —
указательный и средний, далее три, четыре и пять;
- показывать только один большой палец отдельно;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
-махать в воздухе только пальцами;
-кистями рук делать «фонарики»;
-хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
- нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
(И завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их способностей....
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ "ЗНАЙКА" для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. Для ребенка нежелательно как слишком раннее, так и запоздалое психическое развитие. Нормальное развитие должно пройти в...
3анятие, направленное на развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста
развитие высших психических функций ...
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности....
«РАЗВИВАЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»
ПАМЯТКА для родителей по развитию детей 5-6 лет...
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ для развития детей 4-5 лет...