Социально-педагогическое сопровождение семьи.
статья на тему

Анненкова Лариса Викторовна

Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его выпуска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt22.14 КБ

Предварительный просмотр:


Социально-педагогическое сопровождение семьи.

        Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Взаимоотношения с детьми  и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов  больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих  перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности.

        Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его выпуска.

        Важный момент в жизни каждой семьи — это поступление ребенка в детский сад. От того как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее  благополучное пребывание в детском  саду и семье. Для каждой семьи острый период адаптации  индивидуален. И для того, чтобы адаптация прошла легко, на помощь придут квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, воспитатели).

        Наше дошкольное учреждение МОУ Детский сад № 2, здесь воспитываются здоровые дети и дети с нарушениями в развитии. У нас  накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников.

        Формы работы специалистов ДОУ  с семьями:

  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные  рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка;
  • просветительская работа среди родителей;
  • консультационная работа специалистов;
  • оформление информационных листов в группах;
  • тренинги;
  • родительские собрания;
  • организация семейных творческих выставок (рисунков, газет, поделок и т.д.);
  • проведение семейных праздников и досугов;
  • дни открытых дверей;
  • участие родителей в благоустройстве детского сада.

     В настоящее время в связи с увеличением числа детей с различными отклонениями в развитии возникла необходимость поиска новых форм работы детского сада с семьей. Создание единой воспитательной среды  необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.

      Исследования показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и соответственно на развитии ребенка. Родители детей с проблемами в развитии часто имеют специфические личностные особенности, возникшие из-за переживаний состояния ребенка (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко). Следствием этих переживаний является пониженный фон настроения, потеря жизненных перспектив, нарушение здоровья психосоматического характера, необоснованные надежды на исцеление ребенка и т.д.

        Очень важным моментом в работе специалистов нашего детского сада мы считаем обеспечение комплексной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии. Традиционно психолого-педагогическая помощь семье оказывается в рамках индивидуального консультирования. Но в последнее время направление, использующее групповые формы общения, обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно. Групповые методы психологической работы представлены в различных теоретических концепциях. В настоящее время эти формы и методы, как отмечает Л.А. Петровская, «стали подлинным знаменем времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой».

        Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с семьями, имеющими детей с нарушениями развития является семейный клуб «Семейная Радость», цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка с особыми образовательными потребностями с целью более полной интеграции родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В работе клуба используются следующие формы  и методы работы с родителями и детьми: это  образовательные семинары, беседы по актуальным вопросам с приглашенными специалистами; открытые занятия с использованием игротерапи  как развивающе-терапевтического средства социализации ребенка; это моделирование проблемных ситуаций с последующим поиском разрешения и обучение родителей преодолению мешающих сложившихся стереотипов неконструктивного поведения.  Специалисты, сопровождающие эти семьи, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создания атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта между  ребенком и родителями.

        Еще одна интересная и эффективная форма  групповой психокоррекционной работы, с помощью которой можно преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей - тренинги. Для  родителей групп «Особый ребенок» разработана система тренинговых занятий, которая помогает осуществлять коррекцию психотравмирующих ситуаций в семье, воспитывающей  ребенка с отклонениями в развитии, а также профилактику стрессовых состояний и выработку навыков совладающего поведения. Цель этих тренингов — создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях  детей с нарушениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.

На основании высказываний родителей после участия в групповых занятиях мы выделили наиболее значимые показатели изменений в детско-родительских отношениях и личностном развитии:

  • лучшее понимание своего ребенка, ощущение большей эмоциональной близости;
  • появление нового положительного опыта взаимодействия;
  • значительное снижение конфликтов между родителями и детьми;
  • приобретение навыков саморегуляции психических состояний, совладающего поведения в стрессовых ситуациях.

Кроме того:

  • повысился  уровень родительской компетентности и заинтересованности в деятельности детского сада;
  • между участниками тренинговой группы завязались теплые, дружеские отношения, произошло сплочение и объединение родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

Мы убеждены, что групповые формы работы с родителями приносят взаимную пользу и педагогам, и родителям. Выраженность нервно-психического напряжения при поступлении ребенка в детский сад и последующая адаптация проходят с минимальным эмоциональным напряжением как детей, так и родителей; последующее пребывание в дошкольном учреждении проходит без эмоциональных перегрузок, что благотворно сказывается на общем развитии ребенка и создает благоприятный  климат  в дошкольном учреждении. Групповые формы работы позволяют родителям стать полноправными, активными партнерами в образовательном пространстве ДОУ. Приветствуя диалог, детский сад повышает авторитет семьи и семейных ценностей. Изучение  проблем и ресурсов семьи, понимание, какая помощь необходима родителям, - важная составляющая  работы ДОУ.

\

Приложение № 1

Вопросник для родителей

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в исследовании сформированности социальных эмоций старших дошкольников нашего детского сада!

Ответьте на следующие вопросы, в которых нужно подчеркнуть предложенный вариант и дополните информацией о Вашем ребёнке.

Благодарим за сотрудничество!

     Ф.И. ребёнка, возраст_________________________________        группа_______

  1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-либо предпочтение и почему?____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оказывает ли другому помощь и по какой причине: по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого; как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но быстро охладевает и т.д.)? ____________________

     ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чём оно выражается и в каких ситуациях?___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует?__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проявляет ли заботу к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких выражается эта забота?_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, сочувствует, завидует успеху другого, радуется его неудаче)?__________________________________

Приложение № 2

  Групповая консультация для родителей.

Многие из родительских привычек, касающихся воспитания детей, заимствованы нами от наших предков, из средств массовой информации или даже из курсов по воспитанию детей.

Изменив свое мышление и ожидания относительно поведения собственных детей, мы сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

Как было бы здорово, если бы к крошечной ножке каждого появляющегося на свет малыша крепилось персональное пособие по его воспитанию! И если бы всем новоиспеченным мамам и папам делали прививку – противоядие от повторения ошибок их собственных родителей! А еще хотелось  бы, чтобы у всех людей, занимающихся воспитанием детей – матерей и отцов, бабушек и дедушек, учителей и друзей – были специальные устройства для чтения мыслей. Уж тогда они ни в коем случае не понимали бы намерения малышей превратно и не допускали бы ошибок в воспитании! И как хорошо было бы, если бы каждый ребенок рос здоровым, счастливым, безмятежным и свободным!

        Увы, нет, на маленьких ножках никаких руководств, не существует пока на свете ни приборов для чтения мыслей, ни вакцин, которые помогли бы нам, родителям. Нет никаких гарантий, что мы вообще эмоционально готовы быть родителями, когда рожаем детей. В большинстве случав мы просто бросаемся в омут материнства или отцовства в надежде на лучшее. Беда в том, что даже «лучшего, на что мы способны», очень часто слишком мало, и нам не удается избежать переноса на своих детей нездоровых схем воспитания, унаследованных нами от родителей.

        Если общение с ребёнком приносит вам больше забот и огорчений, чем радости или, ещё того хуже, зашло в тупик, не отчаивайтесь. Дело можно поправить, однако родителям предстоит специальная работа, а именно  развитие умения учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности ребёнка, да и свои собственные. Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка? (Обсуждение предложенных способов взаимодействия с детьми, примеры родителей).

        

  • Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!

Вы не должны говорить с высока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что они гораздо старше, у них седые волосы и морщины на лице. Вы должны заработать их уважение. Я бы сказала так: просто прислушивайтесь к ним. Развивайте в себе выдержку и не пытайтесь воздействовать на них авторитетными методами. Дайте детям возможность говорить о своих желаниях. А затем объясните им, почему вы не можете их удовлетворить. Главное, что от вас требуется, - это слушать своих детей. Вот и все. Дети  открыты и сами расскажут о себе.

Если вы не будете открыты и честны с детьми, они будут вести себя так же по отношению к вам и уважать вас не будут. Это серьезная проблема в отношениях с детьми, ибо они непреклонны в своей целостности и отвечают вам ударом на удар до тех пор, пока вы либо не «проснетесь» и не осознаете проблему, либо не откажетесь от своих уловок, либо не сдадитесь.

Самое худшие из трех указанных перспектив – сдаться. Они не уважают тех, кто не работает над собой, а сдаться означает, что не выполняете свою работу.

  • Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось!

Необходимо давать детям возможность выбора, но вначале вы должны «проигрывать» с ними ситуацию. Например: «Когда я был в таком возрасте как ты сейчас, я сделал то-то и произошло то-то. А как ты собираешься действовать в таком случае?». И то, что они будут делать, приблизительно совпадает с тем, что предложили бы вы. Вы можете сесть рядом и сказать: «Знаешь у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь, потому что я измотана до предела. Так, что если ты толкнешь меня, я закричу. Ты ведь не любишь когда я ору, да я и сама терпеть не могу орать. Так вот предлагаю тебе: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, пойдем и съедим по мороженому». Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!

  • Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

Вместо запрета лучше скажите своему ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты думаешь, что случится, если ты поступишь так?».  Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?».  И он поведает вам что. Вы должны вести себя именно так, в противном случае он устранятся от общения.

  • Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции.

 И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде «потому, что я так сказал»? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это и подождут. Но если вы приказываете в диктаторском, авторитарном духе без всяких оснований, то дети отстраняются от вас. Они не будут слушать, и, даже более того, они выдадут целый список причин, почему это не хорошо! Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде «потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня жутко устала». Честностью завоюйте их сердца. Сначала они будут думать о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять.

Вам лучше сказать: «Я должен подумать об этом», чем ляпнуть «нет» без промедления. Обычно у детей имеются достаточно веские причины желать чего-либо, и эти причины могут побудить вас пересмотреть свой ответ. Гораздо лучше послушать все их доводы и затем тщательно обдумать, прежде чем ответить. Если вы говорите «нет», а потом уступаете, они очень быстро это усвоят и впредь будут докучать вам до тех пор, пока не добьются своего. Это не означает, что вы должны давать им абсолютно все, чего бы они не захотели, но это значит четко определить для себя, что вы подразумеваете, когда говорите «да» или «нет» в ответ на их просьбу.

Консультация для родителей

КАК НАДО

вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад

        Настроить ребенка на мажорный лад. Внушить ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

        Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

        Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

        Щадить его ослабленную нервную систему.

        На время прекратить походы в цирк, театр, гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

        Как можно раньше сообщить врачам и воспитателям о личностных особенностях малыша.

        Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

        Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

        Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать за детские капризы.

        При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

        При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.

КАК  НЕ  НАДО

вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад

  1. В присутствии ребенка говорить плохо о детском саде.
  2. «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
  3. Мешать его контактам с детьми в группе.
  4. Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
  5. Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время купать, одевать не по сезону.
  6. Конфликтовать с ним дома.
  7. Наказывать за детские капризы.
  8. В воскресные дни резко менять режим ребенка.
  9. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
  10. Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
  11. Не выполнять все предписания врача.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В ДОУ

Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Воспитание де...

Программа "Социально педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса....