Программа "Социально педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"
рабочая программа
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semenova3.docx | 59.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»
Согласовано Утверждено
на педагогическом совете ______________________________
Протокол № 1 Заведующая МДОУ «Солнышко»
«5» сентября» 2015г Уполовникова О.А.
Приказ № 60
от « 08» сентября 2015г
Программа
« Социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко»
2015-2020годы»
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт Программы ……………………………………………………………….……. 2
- Информационная справка об учреждении ………………………………………….…. 5
- Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников ………….….. 5
- Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики …..…6
- Анализ деятельности ОУ …………………………………………………………….…. 7
- Концептуальные основания Программы ……………………..………………………... 8
- Приоритетные направления реализации Программы ………………………………… 8
- Проектирование деятельности по реализации Программы ........................................... 8
- Проект «Доброе сердце» …………………………………………………………………8
- Проект «Выявление и определение семейного поля семьи»…………………………...9
- Проект «Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»……………………………………………………..……………………….… 10
- Проект «Профилактика социально-опасного положения»…………………………....12
- Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации» …………………………………………………………13
- Проект «Социальное партнерство»………………………………………….…..……...13
- Управление Программой …………………………….………………………..……….. 14
- Паспорт Программы
Наименование Программы | Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» |
Разработчик Программы | Семёнова Людмила Витальевна, социальный педагог МДОУ «Солнышко» |
Исполнители Программы | Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители, общественность |
Правовая основа Программы |
|
Этапы обсуждения и принятия Программы | 1 этап – формирование структуры Программы, май, 2015 г.; 2 этап – определение проектов Программы, июнь-август, 2015 г.; 3 этап – обсуждение и утверждение Программы, сентябрь,2015 г 4 этап – экспертиза Программы, май, 2015 г. |
Кем принята Программа | Педагогическим советом МДОУ «Солнышко» |
С кем согласована Программа | Управление образования администраци Муниципального образования Приуральский район |
Цели и задачи Программы | Цель:
Задачи:
|
Проектирование деятельности по реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Этапы реализации Программы | I этап 2015-2016 учебный год Пробный: апробация Программы в режиме инновации II этап 2017-2020 годы. Деятельностный: внедрение проектов в текущую практику; IIIэтап 2020 год Итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ОУ с целью и задачами по реализации запланированных проектов Программы. |
Срок действия Программы | 2015-2020гг. |
Структура Программы |
|
Ресурсное обеспечение реализации Программы |
|
Порядок управления реализацией Программы | Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы. | Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. |
- Информационная справка об учреждении
- Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко» (далее – МДОУ «Солнышко) является частью образовательной системы Управления образования Администрации МО Приуральский район. В своей деятельности ОУ руководствуется Уставом, нормативными документами Управления образования, локальными актами учреждения.
МДОУ «Солнышко» расположено в 2-х корпусах, в учреждении – 9 возрастных групп. В них воспитывается 195 детей дошкольного возраста из 183 семей. Количественный состав и категории семей воспитанников представлены в таблице.
Благополучные 121 (66 %) | Семьи в трудной жизненной ситуации 70 (34 %) | |||||||
Семьи в социально-опасном положении 8 (9) | Семьи «группы риска» 91 (100) | |||||||
Многодетные | Опекунские | Учёт КДН и ЗП | Учёт ОПБД и П | Неблагополучные многодетные | Неполные | Безработные | Малоимущие | Беженцы, вынужденные переселенцы |
27 (34) | 4 (4) | 6 (7) | 2 (2) | 11 (13) | 32 (34) | 4 (4) | 43 (48) | 1 (1) |
Благополучные семьи – это семьи, исполняющие функции, удовлетворяющие потребности всех членов семьи и общества (материальные, психологические, юридические).
- Многодетные семьи – это семьи, имеющие трех и более детей.
- Опекунские и приёмные семьи имеют опекаемых детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В ОУ присутствует категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС). Данная категория детей воспитывается в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящая в ТЖС – семья, находящая в определённом социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушений прав ребёнка).
Такие категории семей находятся в социально-опасном положении и в «группе риска».
Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее – СОП) – категория семей, стоящих на различных видах учёта:
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Приуральский район;
- Отдел профилактики безнадзорности детей и подростков.
Семьи «группы риска» – это категория семей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни нуждаются в социальной поддержке, в противном случае такие семьи могут оказаться в СОП.
- Неблагополучные многодетные семьи – это семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, т.к. дети в них зачастую являются средством для получения различного рода пособий. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного опьянения;
- Неполные семьи – означает воспитание ребенка одним из родителей. В ОУ присутствуют виды как материнской, так и отцовской неполной семьи;
- Безработные семьи – семьи в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-либо посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней;
- Малоимущие семьи – это категория семей, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО. К данной категории относятся семьи: семьи, с одиноким, воспитывающим родителем (неполные), неблагополучные многодетные семьи, просто неблагополучные семьи, семьи безработных родителей. В этом учебном году группу малообеспеченных пополнили категории семья беженцев и вынужденных переселенцев.
- Семьи беженцев, вынужденных переселенцев – семьи, которые не имеют российского гражданства и находятся на территории РФ из-за реальных опасений для жизни и здоровья в своём государстве.
- Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики
Большое внимание в работе ОУ уделяется межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики, таких как:
- Отдел по охране и защите прав детства Управления образования Администрации МО Приуральский район. Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях,о фактах психологического или физического насилия.
- ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница».Взаимодействиев случае постановки семьи с алкогольной зависимостью на учет и проведения дальнейшей профилактической работы.
- МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения». Оказание адресной материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- ОМВД ЯНАО по Приуральскому району. Патронат семей, с целью контроляи профилактики неблагополучных семей
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координация работы с семьями СОП.
Сотрудничество с учреждениями помогает найти болееоптимальные и эффективные пути решения выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации в семьях воспитанников ОУ.
- Анализ деятельности ОУ по направлению
Работа в ОУ по социально-педагогическому сопровождению в течение 2012-2014 гг. велась по направлениям:
- Диагностическое. Формы работы: анкетирование родителей «Социальный паспорт семьи», составление списков неблагополучных семей, рассмотрение заявленийна оказание помощи в виде освобождения от родительскойплаты, приём информации из различных источниковобтрудной жизненной ситуации семей. Данное направление позволяетустановить статус семей воспитанников ОУ.
- Профилактическое. Формы работы: патронаж, ходатайство, индивидуальные беседы, рейды, привлечение родителей к образовательной и культурно-досуговой деятельности ОУ.
- Патронаж предусматривает посещение семьи дома с диагностической, контролирующей целью, который позволяет изучить проблемные ситуации и оказывать срочную помощь. В течение года осуществляется периодический патронаж семей.
Специалистами ОУ составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних.Отслеживаются семьи с низким материальным достатком. В течение учебного года 20 семьям, оказавшимся, в трудной жизненной ситуации, предоставлялась льгота по родительской плате. 7 семьям была оказана вещевая помощь, в течение акции «Помоги ближнему».
- Ходатайство – официальная просьба и представление адресованное государственным органам (общественным организациям), вышестоящим инстанциям. В течение 2013-2014 уч. года Составлено ходатайство за 1 семью об оказании материальной помощи ГБУ «КЦСОН», на 2 семьи в оказании содействия в трудоустройстве через ЦЗН.
- Индивидуальные беседы проводятся с целью профилактики пропусков без уважительной причины детьми ОУ, о необходимости своевременного внесения оплаты за посещения детьми ОУ.
- Рейды – Проведено 40 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия воспитанников в ОУ.
- работапо повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах совместного творчества родителей и детей.
Все профилактические мероприятия фиксируются в «Журнале профилактических мероприятий». На каждую семью, находящуюся в ТЖС заведено личное дело, где отражена вся проведенная профилактическая работа.
- Аналитическое. В конце учебного года проводится анализ эффективности профилактических мероприятий. Ведётся учёт положительной динамики (графики). В случае необходимости планируется дальнейшее сопровождение семей.
Вывод: Социально-педагогическое сопровождение в МДОУ «Солнышко» имеет определенную систему.
Данная система нуждается в дополнениях и изменениях:
- Привлечение педагога-психолога для оказания своевременной психологической помощи семьям и воспитанникам, оказавшимся в ТЖС;
- Распространение положительного опыта семейного воспитания по возрождению семейных ценностей и традиций;
- Использование нетрадиционных форм работы с семьями, находящимися в ТЖС.
- Концептуальные основания Программы
В основу программы заложены следующие принципы:
1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.
3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей
5. Приоритетные направления реализации Программы
1. Регулярное, систематическое сопровождение семей находящихся в сложной жизненной ситуации
2. Привлечение к реализации программы педагогических работников имеющих достаточный опыт работы с семьями, находящимися в ТЖС.
3. Сопровождение семей находящихся в ТЖС, через межведомственное взаимодействие с учреждениями профилактики
- Проектирование деятельности по реализации Программы
- Проект «Доброе сердце»
В благополучных многодетных семьях, родители любят своих детей и сознательно хотят их иметь по различным причинам, в том числе из-за религиозных убеждений. Опекунские семьи занимаются воспитанием не родных детей и стараются прививать им семейные ценности. Мероприятия для многодетных и опекунских семей направлены на распространение положительного опыт семейного воспитания и предупреждение жестокого обращения с детьми.
№ | Мероприятие | Направление | Срок | Категория семей |
1 | Конкурс совместного творчества «Мои братишки и сестренки» | Досуговое | 1 раз в год | Многодетные семьи |
2 | Семейная газета | информационное | 1 раз в год | Многодетные семьи |
3 | Портфолио «Знакомьтесь, это мы!» | Досуговое | 1 раз в год | Многодетные семьи |
4 | «Родительская беседка» - интернет консультирование | Консультативное | 1 раз в год | Многодетные семьи |
5 | Патронаж | Профилактическое | 2 раза в год | Опекаемые семьи |
6 | Контроль посещения детьми ОУ | Профилактическое | Регулярно | Опекаемые семьи |
7 | Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций | Консультативное | Регулярно, по обращению | Опекаемые семьи |
Многодетные семьи | ||||
8 | Заочный конкурс "Пусть свет сердец не угасает» | Досуговое | 1 раз в год | Опекаемые семьи |
9 | Конкурс фотоматериалов «Улыбнитесь, я снимаю» | Досуговое | 1 раз в год | Опекаемые семьи |
Предполагаемый результат: распространение положительного опыта семейного воспитания; предупреждение жесткого обращения с детьми.
6.2. Проект «Выявление и определение проблемного поля семьи»
Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.
Основными источниками информации о семье являются:
воспитатель возрастной группы
социальные паспорта группы
непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);
наблюдение за ребенком в ОУ (особенности его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, социальный статус в группе сверстников, особенности игровой деятельности, поведения).
Диагностический инструмент
Назначение методики | Категория (с кем проводится) | Форма проведения | Итоговый документ |
Социальная ситуация развития ребенка | |||
Выявление семей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении. | Родители воспитанников ОУ | Заполнение бланка-анкеты | Социальный паспорт группы |
Получение информации о ребенке: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. | Проводится в отношении воспитанников, находящихся в ТЖС | опрос | Личное дело |
Факторы социального неблагополучия | |||
Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье | Жилищные условия, среда проживания ребенка | Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях) | Акт обследования жизненного пространства ребенка |
Детско-родительские отношения | |||
Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье | Семья ребенка | Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи | Паспорт семьи |
Предполагаемый результат: создание банка данных семей, находящихся в ТЖС.
- Проект «Сопровождение семей, находящихся в ТЖС»
Мероприятия проекта по реализации программы составлены с учётом их статусасемейи специфических проблем и направлены на профилактику.
Неблагополучные многодетные семьи
Социальные проблемы: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей. Мероприятия для таких семей направлены на снижение психологического напряжения в отношениях между членами семьи и улучшения условий социальной ситуации развития детей в ОУ, путём активного вовлечения членов семей к социокультурному пространству ОУ.
Неполные семьи
Проблемы, возникающие в неполных семьях: неполноценное воспитание ребенка, частые острые и хронические заболевания у детей, наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни у родителей, частые случаи самолечения детей. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери.
Безработные семьи
В семьях безработных возникают следующие проблемы: возрастает количество разводов, отмечаются случаи жестокого обращения с детьми, присутствуют нервные расстройства и высокий уровень заболеваемости детей.
Малоимущие семьи
Основные проблемы малообеспеченных семей: материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи); ухудшение психологической атмосферы (психологическое напряжение в отношениях между членами семьи) и психического здоровья детей. Такие проблемы в семьях порождают отсутствие инициативы, пассивность.
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев
Проблемы: психологический дискомфорт, материальный трудности, затруднение при трудоустройстве.
№ | Мероприятие | Направление | Срок | Категория семей |
1 | Психолого-педагогическая помощь в образовании родителей | Профилактическое | Регулярно | Неблагополучные многодетные семьи |
Безработные семьи | ||||
Малоимущие | ||||
2 | Социально-психологическая помощь детям | Консультативное | Регулярно | Неполные семьи |
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
3 | Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций | Консультативное | Регулярно, по обращению | Неблагополучные многодетные семьи |
Неполные семьи | ||||
Безработные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
4 | Работа семейного клуба «Мы – вместе!» | По плану работы клуба | Неблагополучные многодетные семьи | |
5 | Выставка тематической литературы | Просветительское | 1 раз в год | Неблагополучные многодетные семьи |
6 | Служба дистанционной психологической помощи («Телефон доверия», «Почтовый ящик», «Интернет приёмная») | Консультативное | По обращению | Неблагополучные многодетные семьи |
Неполные семьи | ||||
7 | Привлечение к мероприятиям ОУ | Досуговое | По плану | Неблагополучные многодетные семьи |
Неполные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
8 | Материальная поддержка | Действенное | По акции, по обращению | Неблагополучные многодетные семьи |
Малоимущие семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
9 | Разработка и распространение тематических памяток для родителей | Информационное | По плану | Неполные семьи |
Безработные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
10 | Содействие в трудоустройстве | Действенное | По обращению | Безработные семьи |
Малоимущие семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
11 | Патронаж | Профилактическое | 2 раза в год | Безработные семьи |
12 | Создание временных групп взаимопомощи | Действенное | По обращению | Малоимущие семьи |
Безработные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев |
Предполагаемый результат: улучшение психологической атмосферы в семьях, снижение детской заболеваемости, улучшение материального состояния семей, повышение активности в мероприятиях, объединяющих детей, родителей и педагогов; предупреждение социально-опасного положения.
- Проект «Профилактика социально-опасного положения»
Проблемы семей, находящихся в СОП: алкоголизм одного или обоих родителей, низкий культурно-образовательный уровень, деформация системы ценностных ориентаций.
№ | Мероприятие | Направление | Срок |
1 | Психолого-педагогическая помощь в образовании родителей | Профилактическое | Регулярно |
2 | Социально-психологическая помощь детям | Консультативное | Регулярно |
3 | Наблюдение за игровой деятельностью детей и за взаимоотношениями в коллективе со сверстниками | Профилактическое | |
4 | Организация конкурса рисунка «Я и моя семья» | Досуговое | 1 раз в год |
5 | Общение с членами семьи | Профилактическое | Регулярно |
Мониторинг посещаемости детьми ОУ | Профилактическое | Ежедневно | |
6 | Организация взаимодействия со всеми субъектами профилактики для оказания своевременной помощи семье | Профилактическое | Регулярно |
7 | Вовлечение родителей в деятельность ОУ | Профилактическое | Согласно плану |
8 | Привлечение к работе Совета Учреждения | Профилактическое | По мере необходимости |
9 | Цикл занятий с детьми «Научитесь обращаться за помощью» | Профилактическое | В течение учебного года |
10 | Родительский клуб «Мы вместе» | Профилактическое | По плану работы клуба |
Предполагаемый результат: уменьшение количества семейнаходящихся в СОП
- Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в ТЖС»
Для организации работы с социально неблагополучными семьями воспитателям возрастных групп необходимо накапливать определённый опыт, заключающийся в освоение теоретических знаний и приобретение практических навыков
№ | Мероприятие | Срок |
1 | Обучение профилактической работе | Постоянно |
2 | Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами регламентирующими организацию работы с «особыми» семьями | |
3 | Создание схемы отработки оперативной информации | Январь, 2015 |
4 | Разработка рекомендаций для педагогов по работе с семьями, находящимися в ТЖС | По плану |
5 | Педагогический всеобуч | Ежегодно |
Планируемый результат:повышение профессионального мастерства педагогов в работе с семьями, находящимися в ТЖС.
- Проект «Социальное партнёрство»
Социальное партнерство – сотрудничество профессиональных, общественных организаций и структур с семьей при посредничестве ОУ. Последовательное осуществление системы программных мероприятий обеспечивает создание комплексногосопровождениясемей в ТЖС.
№ | Мероприятия | Взаимодействующие стороны |
1 | Выявление неорганизованных детей | Отдел ПДН ОМВД ЯНАО по Приуральскому району |
2 | Посещение на дому семей состоящих на различных видах учета | Отдел профилактики несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних |
3 | Посещение детей из опекаемых семей | Отделпо охране и защите прав детстваУправления образования МО Приуральский район |
4 | Обеспечение социальной поддержки и социальной защиты семей | Учреждения по труду и социальной защите населения МО Приуральский район |
5 | Встречи с различными специалистами. | ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» |
Предполагаемый результат: сопровождение семей, находящихся в ТЖС в межведомственном взаимодействии учреждений системы профилактики.
- Управление программой
Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. Форма отчётности – аналитическая информация ответственных лиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации"
Представлена презентация для социальных педагогов и воспитателей ДОУ, проходившая в рамках городского семинара " Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусл...
Доклад на заседании методического объединения социальных педагогов «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
В докладе мною представлена модель взаимодействия социально-педагогической службы ДОУ с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Также вынесены на обсуждение все возможные минусы в ра...
Психолого-педагогическое сопровождение семей,находящихся в трудной жизненной ситуации.
Консультация по рекомендациям по трудным семьям....
Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая г...
Сказкотерапия как метод помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
В статье описан опыт работы педагога-психолога с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации, оказания им помощи, используя метод сказкотерапии...
ПЛАН по профилактической работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
ПЛАН по профилактической работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации создан в нашем ДОУ для формирование комплексной системы социально-психолого-педагогической по...
Педагогическое сопровождение семей,находящихся в трудной жизненной ситуации.
Консультация по рекомендациям по трудным семьям....