СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Дадаханова Наталья Владимировна

Семинар – практикум для родителей

«Играем пальчиками» (средняя группа)

 

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

     Задачи:

1.      Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

2.      Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.

3.      Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

Оборудование: пальчиковые игры «Пальце ход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн»(с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), театральные костюмы, сарафаны, кокошники, театральная студия, аудиозапись.

 Ход:

Беседа с родителями. Вопросы:

1.      Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?

2.      Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?

3.      Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

 

Пальчиковая гимнастика:

•        Способствует овладению навыками мелкой моторики;

•        Помогает развивать речь ребенка;

•        Повышает работоспособность коры головного мозга;

•        Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

•        Снимает тревожность.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Например: «Сорока белобока».

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру).

Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

- Давайте и мы с вами поиграем:

•        Движение самомассажа:

- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

•        Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

•        Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.

Например,

«Этот пальчик »

Этот пальчик хочет спать,

загибание пальцев, начиная с мизинца

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик – давно спит.

Большой палец уже загнут

Тише, тише не шумите,

Наши пальчики не будите.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

Растопырить пальцы и пошевелить ими

•        Хлопки:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее).

В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

- А теперь дети сами покажут Вам, все, чему они научились.

Начинаем сказки,

Катятся с гор салазки.

Бабушка Федора на передке

Едет с мешком в руке.

Завязан мешок завязками,

Ведь мешок со сказками.

 

(показ русской народной сказки «Теремок»).

 

- А теперь встречайте, маленьких девчушек – веселушек.

 

 (выходят девочки в русских народных костюмах).

 

Вот у Катиных ворот

Уж собрался хоровод:

Что-то затевают?

Частушки запевают!

Эй, девчонки – хохотушки, запевайте – кА частушки.

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

(исполняются частушки под музыкальное сопровождение)

- Сегодня Вы могли увидеть чему научились ваши дети и как они выросли. А на память об этом вечере, дети хотели бы Вам преподнести небольшие сувениры, сделанные своими руками(дети выносят расписанных птичек из соленого теста).

Спасибо всем за внимание!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»

Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...

Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".

Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Практикумдля родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

Практикум для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"...

Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...

Семинар для родителей "Родителям о правах ребенка"

Семинар , который знакомит родителей с правами и обязанностями детей, нормативно-правовой базой. С помощью теста помогает определить "Какой вы родитель?!...