Интерактивное занятие с родителями и детьми подготовительных групп "На пороге к школе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. А для этого необходимо повышать уровень психологической грамотности родителей, вовлекая их в совместную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_k_shkole.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53 «Светофорик» г. Альметьевска»
Рассмотрено:
На педагогическом совете № 4
От 10.03.2016 г.
Протокол № 4
Совместная деятельность с детьми и родителями
«На пороге к школе»
(в рамках городской тематической недели «Специалист»
по проблеме: «Партнёрские отношения детского сада и родителей»)
Подготовили и провели:
педагог-психолог I квалификационной категории
Маклова Наталья Александровна,
музыкальный руководитель
Чаплагина Наталья Ивановна
2016 год
Цель: развитие у детей и их родителей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей и родителей интерес к познанию, активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать во всех участниках эмоционально - двигательное самовыражение.
Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать внимание, память, восприятие, пространственные представления, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, связную речь у детей и быстроту движений
Образовательные задачи: закрепить знания детей о геометрических фигурах. Самостоятельно находить схожие фигуры. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Учить копировать рисунок за определенное время. Уметь составлять творческий рассказ.
Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково—исследовательские.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, использование ТСО.
Наглядные средства обучения: карточки с заданиями (20 шт.), бумага А4 (40 листов), простые карандаши (20 шт.), мешочек с игрушками: овощи и фрукты – 10 шт.
Предварительная работа: индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию познавательных процессов. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала. Подбор музыки для физ. минутки, игры-приветствия, контактного массажа, спокойной музыка для фона Изучение методической литературы.
Структура:
- Психологический настрой, вводный организационный момент
- «Игра-приветствие»
- «Почему я хочу в школу». Вопрос – ответ.
- «Найди такую же фигуру». Раздаточный материал.
- «Скопируй фигуры». Раздаточный материал.
- «Нарисуй и закрась треугольники». Рисование символических изображений.
- «Наши ручки». Развитие мелкой моторики.
- «Определи положение фигуры в пространстве». Ориентировка в пространстве.
- Физминутка. Игра «Карусель»
- Контактный массаж
- «Я положил в мешок». Игра на развитие памяти.
- «Я - фотоаппарат». Игра на развитие памяти.
- «Ассоциативная цепочка». Вопрос- ответ.
- «Что общего и чем отличаются предметы». Игра на развитие логического мышления.
- «Сочиняем сказку». Развитие творческого воображения.
- Итог, высказывания родителей
- Ритуал прощания, раздача буклетов
Ход занятия:
Приветствие.(в зал входят родители с детьми, на груди у каждого бейджики с именами и номер стола)
(слайд 1) Психолог: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Здравствуйте уважаемые гости!
Муз.руководитель: Исенмесез, балалар!
Дети: Здравствуйте.
Психолог: Давайте поприветствуем наших гостей, поздороваемся с ними. Я предлагаю вам сегодня
активно поработать, показать свои знания и умения.
Муз.руководитель: А для того, чтобы наша работа была плодотворной, чтобы наши участники были более активны, я предлагаю вам подзарядиться.
(слайд 2) (игра-приветствие по кругу)
По окончании игры детей просят подойти к своим родителям
Муз.руководитель: Теперь я думаю, все готовы приступить к нашим заданиям. Прошу занять свои места.
Участники занятия садятся на стульчики за столы
(слайд 3) Психолог: Вот и выросли наши ребята. Скоро они покинут стены этого сада и пойдут в школу. Ребята, а вы хотите пойти в школу? А почему вы хотите пойти в школу? (ответы детей)
Ответы детей разные. Это говорит о различной позиции детей посещать образовательное учреждение или мотивационной готовности детей к школе.
Мотивационная готовность к школе.
(слайд 4-12) На слайдах представлены ситуации в рисунках «Почему я хочу в школу».
Психолог: Уважаемые, родители, постарайтесь определить по рисунку, каков мотив учения ребенка на рисунке (ответы родителей).
(слайд 13) Теоретическая справка для родителей о мотивационной готовности к школе.
Существуют несколько мотивов учения:
- Учебный (получение новых знаний)
- Оценочный (получать только «пятерки»)
- Социальный (потребность в общении, новые друзья, общение в коллективе)
- Игровой (на переменах можно бегать, играть с друзьям)
- «Подчинение неизбежному» (все идут в школу, этого не избежать, так надо)
Психолог: На сегодняшней нашей встрече мы посмотрим, на сколько ребята интеллектуально готовы к школе: проверим развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Сегодня ребята будут выполнять задания, родители будут работать вместе с нами, могут помогать своим детям или будут просто наблюдать за их работой.
И так начинаем.
(слайд 14) Первое задание на восприятие «Найди такую же фигуру»
- На своих столах найдите карточки с фигурами. Задание: найдите из предложенных фигур в правой стороне, такую же фигуру, как в левой части». Родители наблюдают за работой детей.
(слайд 15) Задание на внимание «Скопируй фигуры»
Сейчас я предложу вам выполнить задание, вы внимательно слушаете меня. Я говорю один раз. Родители наблюдают за работой детей.
- Найдите на своих столах бланки с заданием, на которых нарисованы точки в квадратах и пустые квадраты. Необходимо скопировать рисунок за определенное время (2 минуты) Фоновая музыка
- (слайд 15 – 2 часть) Переверните этот лист. Следующее задание: нарисуйте в ряд 10 треугольников. Инструкция дается 1 раз: закрасьте 3-й, 7-й, 9-й треугольники.
Психолог: Уважаемые родители, вы наблюдали за работой своих детей, некоторые пытались подсказать. Эти задания продемонстрировали вам, насколько внимательны ваши дети. Прокомментируйте их работу (по желанию комментарии родителей)
(слайд 16) Психолог: Ребята, а сейчас мы сделаем упражнение для наших рук.
Задание на мелкую моторику(упражнения выполняют и родитель, и ребенок)
Руки лежат на столе, выполняются движения под словесное сопровождение.
Ладошки вниз,
Ладошки вверх,
На бочок и в кулачок.
Стихотворение читается несколько раз с увеличивающимся темпом.
Психолог: Немного отдохнули, продолжаем работу. Следующее задание выполняют и ребята, и их родители. Работаем самостоятельно, не подглядываем.
(слайд 17)Задание на пространственные представления.
- Уважаемые родители и ребята, приготовьте чистый лист, простой карандаш. Следующее задание выполняют все. На листе бумаги в клетку под диктовку надо нарисовать: в правом верхнем углу – треугольник, в левом нижнем углу – ромб, в правом нижнем углу – квадрат, в левом верхнем углу – круг, в центре листа - прямоугольник.(Задание выполняется под диктовку. ) В конце проверяется правильность выполнения: посмотрите на работы в парах, все ли вы сделали правильно, а теперь (слайд 18) посмотрите, как должно было быть. Если есть ошибки – закрепляем пространственные представления.
(слайд 19) Муз. Руководитель: Пришла пора немного развеяться. Встаём в круг и повторяем за мной.
Физ. Минутка « Карусель»
(слайд 20) Родители делают своим детям контактный массаж
Психолог: Замечательно отдохнули, готовы работать дальше?
(слайд 21) Задание на память «Я положил в мешок»
Родители проходят и садятся на свои места за столы. А мы поиграем с Волшебным мешочком: достаем из мешка игрушку, показываем всем, называем ее. А теперь мы будем складывать предметы в мешок, повторяя все предыдущие.(Вед.-у меня кошка, я кладу ее в мешок, следующий –в мешке кошка, а я кладу собаку и т.д.)
Психолог: Молодцы, занимайте свои места. Мы продолжаем.
- (слайд 22) «Я – фотоаппарат» Сейчас на экране вы увидите картинку, на которой изображены предметы. Мы назовем все предметы. Вы смотрите на нее в течение 15 секунд, а затем по памяти рисуете, что запомнили. Рисование схематичное, что бы вы смогли назвать этот предмет. Приготовьте для себя чистый лист и простой карандаш. Работаем самостоятельно. (родители тоже рисуют).
(меняем на слайд 21) Ребенок рассказывает родителю, что он нарисовал. Родитель его проверяет.
Итог: если нарисовано 8-12 предметов- зрительная память отличная, если менее 8 – необходимо выполнять развивающие упражнения
(слайд 23) Задание на мышление. Давайте сделаем небольшой разогрев перед следующим заданием, поиграем в нашу любимую игру «Ассоциативная цепочка» (по цепочке отвечаем на вопросы «Какой? А что еще бывает таким?»)
(слайд 24 - 32) (сравнение предметов) На экране предлагаются пары предметов. Надо сказать, чем они похожи, чем различаются. Задания даются детям и родителям по очереди. (Белка - лиса, стол - стул, книга – тетрадь, яблоко – апельсин, пианино – скрипка, топор – молоток, морковь – огурцы, самолет – корабль, кошка - собака)
(слайд 33) Задание на воображение, развитие речи.
- Дети и родители объединяются по парам и в течение 5 минут сочиняют сказку с использованием заданных предметов. После выполнения сказки зачитываются с места и по аплодисментам выбирается наиболее интересная. Предлагаемые предметы: мягкая игрушка «медведь», шариковая ручка, зонтик, искусственный цветок.
Логическая игра со зрителями.
Психолог: Мы заслушали все сказки, они разнообразны и не похожи друг на друга. Вы все отлично справились с совместной работой.
Музыкальный руководитель: А сейчас настала пора подвести итоги. Я прошу вас всех выйти из-за столов и встать полукругом.
Итог.
Подведение итогов. Обратная связь: что родителям понравилось, что было самым сложным, самым простым, на что обратить внимание, с чем необходимо работать.
Музыкальный руководитель: Возьмёмся за руки друзья,
Словно крепкая семья!
Пошлём улыбку мы по кругу,
И похлопаем друг другу!
Раздача родителям буклетов «Значение игры при подготовке ребенка к школе»
Список литературы
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2007.
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 2006.
- Вересова Н.Н. «Мы – земляне». – М.: Просвещение, 2006.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: «Союз», 2007. - 93 с.
- Галигузова Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Новые исследования в психологии. - М.: Просвещение, 2008, № 2.
- Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. – 2009 - №10
- Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2006 - № 1
- Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //Педагогика. – 2011 - № 3
- Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психол. 2012. № 4.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье– М.: Педагогика, 2011.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2006.
- Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры у дошкольников. М.: Просвещение, 2003. 40с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Просвещение, 1998.
Интернет-источники:
- Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста//http://mbdou-ds11.ru
- Развитие познавательного интереса у дошкольников//http://vscolu.ru
- Развитие у старших дошкольников познавательного интереса (Кузина А. Ю.)http://chgards.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интерактивного занятия с родителями и детьми по развитию речевого дыхания.
В конспекте занятия по развитию правильного дыхания представлен один из способов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью привлечения близких к осуществлению коррекционного воздейств...
Занятие с родителями и детьми подготовительной группы « Книги – наши лучшие друзья». Воспитатель: Горкина С.С. р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7»
Занятие с родителями и детьми подготовительной группы « Книги – наши лучшие друзья». Книга является источником знаний человека! Поэтому, вместе с родителями закрепим пра...
Конспект открытого психологического занятия для родителей с детьми подготовительной к школе подгруппы Тема: «Скоро в школу»
Тема: Скоро в школуЗадачи:Развивать познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности, развивать мелкую моторику рук.Совершенствовать у детей психические процессы: ...
Интерактивное занятие-путешествие «Знатоки природы» для подготовительной к школе группы.
«Знатоки природы» - викторина для детей подготовительной к школе группы из семи туров. Ребятам предлагается увлекательное путешествие по нашей планете, не выходя из групповой комнаты детского са...
Конспект интегрированного занятия с родителями и детьми подготовительной группы В гостях у тетушки Совы"
Конспект "В гостях у тетушки Совы".Цель: Научить родителей использовать знания детей на практике: в играх и упражнениях, а также закрепить знания детей.Задачи:Коррекционно-образовательные:1....
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Скоро в школу»
Цель занятия: повышение уровня психологической готовности к школе детей 6-7 лет.Задачи:Обучающие:учить детей находить решение поставленных задач, слушать и слыш...
Конспект познавательной деятельности с использованием интерактивной технологии «калейдоскоп подсказок» с детьми подготовительной к школе группы на тему «Книга – источник знаний»
Цель: Расширять представления детей о книгах, используя интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок». Уточнять знания о том, что такое «библиотека» и кто в ней работа...