Формирование самооценки в дошкольном возрасте.
консультация на тему

Пузакова Оксана Eвгеньевна

Материал содержит рекоменданции для родителей по формированию адекватной самооценки у детей, а также простые способы определения самооценки ребенка - дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям дошкольников,

заинтересованным в формировании

адекватной самооценки:

  1. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
  2.  Не перехваливайте ребенка, но и не забудьте поощрять, когда он этого заслуживает.
  3. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все его проблемы. Но и не ставьте перед малышом непосильные задачи, для выполнения которых он еще не дорос.
  4. Поощряйте в ребенке инициативу.
  5. Покажите на своем примере адекватное отношение к успехам и неудачам.

Ведь самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Родители часто не задумываются, что именно из их оценок складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят его или нет, принимают ли его таким, каков он есть или нет. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиям окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Как понять родителям в повседневной жизни, каков уровень самооценки у ребенка?

Дети с адекватной самооценкой обычно общительны, бодры, активны, идут на контакт, шутят и адекватно реагируют на шутки окружающих.

Детям с заниженной самооценкой свойственны такие проявления, как повышенная ранимость, мнительность, пассивность, обидчивость

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто такие дети бывают агрессивными с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

 Известный советский и российский психолог Немов Р.С. предлагает определить самооценку ребенка дошкольника с помощью методики «Какой я?». Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл. ниже), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов:

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0.5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития:

  1. баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Протокол к методике «Какой я?».

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1.

Хороший

2.

Добрый

3.

Умный

4.

Аккуратный

5.

Послушный

6.

Внимательный

7.

Вежливый

8.

Умелый (способный)

9.

Трудолюбивый

10.

Честный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Консультация для родителей...

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооценки детей дошкольного возраста.

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооенки детей дошкольного возраста....

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценит...

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Процесс формирования самооценки детей дошкольного возраста.Краткая характеристика детей с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.Несколько способов выявить самооценку....

Особенности самооценки детей дошкольного возраста и социальный статус.

Согласно мнению М.И. Лисиной самооценка является устройством изменения знаний о себе на уровне искусственного процесса....

Формирование адекватной самооценки ребенка дошкольного возраста

Самооценка человека влияет на его самореализацию и успешность в жизни. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста работать над формированием адекватной самооценки....

Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста.

Самооце́нка — представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто и...