Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.
консультация (подготовительная группа) по теме
Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka.docx | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.
Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих.
Вследствие отсутствия адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые проявляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т. п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.
Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и
Редко от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший?» мы услышим «Я самый хороший», так характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь»
Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности - где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка ( игры с бросанием стрелы в цель). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план,
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.
Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника
Оценочное суждение дошкольника «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы» (дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе
Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,— сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В данном материале описаны различные методики:Методика понимания и использования в речи собственных местоименийМетодика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»Методика изуче...
Формирование правового самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Формирование правового самосознания у детей дошкольного возраста...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема самосознания — одна из самых сложных в психологии. Вопросы формирования личности и нравственного самосознания волновали общество всегда, во все времена, им уделялось большое внимание в теории...
Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подв...
Творческий альбом по коррекции/развитию самосознания для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разрабртка практического плана для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов ДОУ и родителей "Развитие самооценки в дошкольном возрасте"
Консультация для воспитателей о развитии самооценки в дошкольном возрасте на каждом возрастном этапе....
Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста
Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста...