Самооценка ребёнка дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Людмила Юрьевна Пантикиди

 

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoocenka_rebyonka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Неуверенный в себе ребёнок, с низкой самооценкой: такой ребёнок не верит в себя, и, как правило, в него не верят родные – те, кто дорог ему больше всего на свете. Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка, а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.

С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.

Как выявить самооценку?

  1. Способ первый

Спросите у ребёнка:

- Ты хороший?

- Ты добрый?

- Ты умный?

- Ты красивый?

- Ты послушный?

- Ты аккуратный?

Для уточнения можно задать вопрос: «Почему ты так думаешь?» Вопросно-ответная форма диагностики должна проходить в мягкой, уютной, доверительной обстановке; голос диагноста должен быть доброжелательным и нежным.

Каждый ответ «да»-1 балл.

6 баллов - завышенная самооценка.

5 баллов - высокая самооценка.

4 балла – средняя самооценка.

3-4 балла – низкая самооценка.

1-0 – очень низкая самооценка.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка.  

  1. Способ второй: по расположению рисунка ребёнка на листе и его размеру.

Вверху – высокая самооценка.

В центре – средняя самооценка.

Внизу – низкая самооценка.

Маленькая фигурка наверху – стремление повысить низкую самооценку.

А большая внизу – стремление снизить самооценку (либо результат воздействия на личность окружающей среды).

Изображение во весь лист может свидетельствовать об эгоцентризме.

  1. Способ третий: наблюдение за ребёнком.
  1. неуверенность в поведении
  2. боязливость
  3. высказывания: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я так не умею», «Я плохой».
  1. Способ четвёртый: «Нарисуй себя».

По тому, как ребёнок нарисовал себя (кривым или пропорциональным; ярким или блёклым; красивым или смешным), вы поймёте, как он к себе относится.

Значение слова «самооценка» на первый взгляд понятно: оценка себя. Но на самом деле оно более ёмкое и многогранное. Это оценка не только себя, но и своего положения в группе сверстников, социуме, а также своего отношения к другим, что обуславливает характер взаимоотношений не только с людьми, но и со своей судьбой, своей жизнью.

От уровня самооценки также зависит активность человека, организованность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, что обуславливает стремление человека к развитию и самосовершенствованию.

Игры и упражнения, направленные на повышение самооценки.

  1. «Я».

Выбирается «именинник» (по очереди). Ему задаётся вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества?» Ответы ребенка записываются психологом. Именинник встает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошие качество, громко выкрикнуть: «Я!» Ведший зачитывает записанные качества, а группа хором повторяет.

           2.  «Что мне нравится в тебе?»

                Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по

                очереди) высказывается: « Мне нравится в тебе...». В парах выска-

                зываются только друг другу (несколько характеристик).

          3.   «Что я умею делать хорошо?»

                Каждого из участников просят перечислить, рассказать о том,

                «что я умею делать хорошо». При затруднении группа дополняет                            

                ответ участника.

                                                                                                                                                                                                                           

          4. Игротерапия «Я – король!»

              Каждого из участников имеет возможность побывать в роли короля,

              сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время царствова-

              ния – 7 минут.

          5. Игротерапия

              В условиях театрализации дать роль победителя, героя ребенку

              с низкой самооценкой.

          6.  «Пожелания»

               Каждый из участников высказывается, что бы он пожелал другим от

               Чистого сердца.

          7.  «Мой подарок для тебя!»

               Ведущий распределяет пары: «Взялись за руки с партнёром. Поду

                майте, что бы вы подарили друг другу? Почему?» Нарисуйте свой

                подарок и подарите.

          8. «Мой  хороший поступок»

                1 вариант

                  Каждый по очереди рассказывает о своём хорошем поступке.

                2 вариант

                  Выбирается именинник, который рассказывает о своём хорошем

                   поступке. Затем распределяются роли, и проигрывается ситуация,

                   рассказанная именинником, после этого он делится своими впечат

                   лениями. Затем участники группы подходят к имениннику, жмут

                    ему руку и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!»

       

           9. «Ромашка успеха» 

                   Сердцевина ромашки – фото улыбающегося ребёнка. Желательно,

                    чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым

                    впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с

                    папой …). Вокруг сердцевины расположить 7 крупных лепестков

                    разного цвета. Каждый лепесток – это день недели, и он имеет

                     свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых достиг

                    ребёнок в течение дня. В конце недели родители могут

                    торжественно зачитать список достижений ребёнка за неделю.

Советы родителям

  1. Любите своё дитя.
  2. Замечайте все успехи и достижения, даже самые маленькие.
  3. Говорите своему ребёнку о том, как много он для вас значит.
  4. Хвалите и поощряйте.
  5. Верьте в него.
  6. Играйте с ним, общайтесь и полните, что именно проявление любви «выращивает крылья» и дает ощущение собственной ценности.  

                     

                     

             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооценки детей дошкольного возраста.

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооенки детей дошкольного возраста....

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценит...

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Процесс формирования самооценки детей дошкольного возраста.Краткая характеристика детей с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.Несколько способов выявить самооценку....

Формирование самооценки в дошкольном возрасте.

Материал содержит рекоменданции для родителей по формированию адекватной самооценки у детей, а также простые способы определения самооценки ребенка - дошкольника....

Особенности самооценки детей дошкольного возраста и социальный статус.

Согласно мнению М.И. Лисиной самооценка является устройством изменения знаний о себе на уровне искусственного процесса....

Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»...

«Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооц...