"Использование дидактических игр на прогулке для развития старших дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Наталья Александровна

        Игра является одним из основных элементов прогулки. Помимо проведения подвижных, сюжетно – ролевых игр, особое значение следует придавать словесно - дидактическим играм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx8.36 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация для родителей: « Использование дидактических игр на прогулке  для развития старших дошкольников»

       Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности дошкольников заложены в условиях прогулки.

         Прогулка – уникальная возможность не только оздоровить ребенка, но и обогатить его новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т.п.

         Каждый ребенок, несомненно, любит прогулки. Но в силу возрастных особенностей дошкольники не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому вы, родители, должны стараться  правильно руководить деятельностью детей на прогулке, а также создавать им условия для разнообразной деятельности.

        Игра является одним из основных элементов прогулки. Помимо проведения подвижных, сюжетно – ролевых игр, особое значение следует придавать словесно - дидактическим играм. Именно дидактические игры расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют формированию психических качеств: вниманию, памяти, наблюдательности, сообразительности, развивают умственную активность, коммуникативные навыки.

        В словесно – дидактические игры взрослые могут играть со своими детьми по дороге в детский сад или домой, во время какого-нибудь ожидания или просто прогуливаясь. Такие игры не требуют каких-либо условий и оснащения. Играя с детьми в дидактические игры, вы сможете превратить прогулку в полезное и занимательное занятие.

 

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: развивать у детей наблюдательность, быстроту мышления.

Ход игры: Взрослый называет слово, ребенок должен назвать противоположное.

Например: далеко - близко, длинный – короткий, верхний – нижний и т.д.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры: взрослый начинает предложение: « Я надела теплую шубу, потому что…»;

«Идет сильный снег потому, что наступила…»

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры: Взрослый называет разные части суток или действия детей, а ребенок должен ответить одним словом.

Например: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры: Взрослый называет геометрическую фигуру, например, круг. Ребенок должен назвать как можно больше предметов, похожих на круг.

Дидактическая игра «Что за птица?»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры: Взрослый описывает характерные признаки птицы, а ребенок должен отгадать ее.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры:

Взрослый произносит словосочетание, а ребенок должен быстро ответить.

Например: Иней летом… (не бывает)

                  Снег зимой…(бывает)

                  Мороз летом…(не бывает)

                  Капель весной…(бывает)  

Дидактическая игра  « Что это такое»

Цель: Развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры: Взрослый загадывает предмет живой или не живой природы и начинает перечислять его признаки, а ребенок должен отгадать, что это за предмет.

Например: Пушистый, белый, холодный, искрится на солнце, переливается, блестит, скрипит под ногами  и т. д.     (Снег)

 

Дидактическая игра «Что вокруг нас?»

Цель: закрепить умение детей делить двух- трех сложные слова на части.

Ход игры: Ребенок должен отыскать вокруг себя и назвать то, что имеет в названии одну часть: дом, мяч, сад…,

                две части:  забор, трава, цветы, кусты…        

                три части: дерево, автобус, машина, береза...

Дидактическая игра «Какая? какой? какое?

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению.

Ход игры: Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок называет как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Например: Пальто - теплое, зимнее, новое, серое…

                  Дом - деревянный, кирпичный, многоэтажный, новый…

Дидактическая игра « Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры:

Например: Что бывает зеленым: огурец, крокодил, листья, елка, яблоко…

                  Что бывает широкой: река, улица, лента, дорога…и т.д.    

               

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит»

Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Метель  - метет, вьюжит, пуржит.

                 Дождь -  льет, моросит, капает, начинается, хлещет…

                 Ворона – летает, каркает, сидит…

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Цель: упражнять детей в названии одного из синонимов.

Ход игры: Как можно сказать про это же,  но одним словом?

Сильный дождь – ливень; сильный ветер – ураган; сильная жара – зной; лживый мальчик – лжец…и т. д.

Дидактическая игра «Отгадай слово»

Цель: развивать речевую активность.

Ход игры: Взрослый загадывает слово, говорит только первый слог: «ли-». Ребенок подбирает слова: лиса, лилия, липа…и т.д.

               Интересных Вам совместных игр на прогулке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в творческом развитии старших дошкольников

Рисование, подобно игре, является одним из любимейших детских занятий. Предлагаю описание использования в старшем дошкольном возрасте нетрадиционных техник рисования: тампончиком, граттаж, рисование п...

Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников.

Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей....

Тема методической разработки: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»

В методической разработке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста,  которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, в совместной деятельнос...

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...

Использование дидактических игр при формировании математических представлений старших дошкольников

Использование дидактических игр при формировании математических представлений  старших дошкольников...