Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей.
Возможность использования дидактических игр, направленных на познавательное развитие старших дошкольников выходит на первый план, как и необходимость развития конструктивного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.
Именно на пятом году жизни, т.е. на самом подъеме развития игровой деятельности старших дошкольников, у них формируется основные черты характера, появляются те или иные его тенденции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практические рекомендации | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников
Усова В.В. – воспитатель детского сада ГБОУ Школа 480.
Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей.
Возможность использования дидактических игр, направленных на познавательное развитие старших дошкольников выходит на первый план, как и необходимость развития конструктивного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.
Именно на пятом году жизни, т.е. на самом подъеме развития игровой деятельности старших дошкольников, у них формируется основные черты характера, появляются те или иные его тенденции.
Ребенок, находясь в детском саду, проявляет познавательную активность, а дома он часто предоставлен самому себе. В этом случае стоит задуматься над тем, что общие способности ребенка к усвоению новых знаний, могут не получить должного развития.
Чтобы не лишать ребенка полноценного будущего, проблемы воспитания и обучения старших дошкольников (да и детей других возрастов), в том числе и с использованием дидактических игр для обучения детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, развитием сенсорной культуры следует решать в связке воспитатель-родители-дети.
Партнерство воспитателя с родителями и семьей воспитанников (бабушками и дедушками) при изучении возможностей познавательного развития детей, в том числе с помощью дидактических игр, может включать в себя анкетирование родителей, беседы с ними, совместное наблюдение за игровой деятельностью детей, привлечение родителей к участию в дидактических играх вместе с детьми.
В качестве примеров можно привести несколько дидактических игр, которые родители легко могут проиграть вместе с детьми в домашних условиях.
1. Дидактическая игра «Лед – вода».
Задание родителям.
- Заморозить лед. Понаблюдать вместе с детьми за превращением льда в воду.
- Побеседовать с ними о временах года, желательно в начале и конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.
2. Дидактическая игра «Наоборот».
Задание родителям.
- Поиграть с ребенком в игру «Наоборот», показать ему различные противоположности в повседневной жизни: высокий и низкий, длинный и короткий, промокнуть-высохнуть, ленивый-трудолюбивый и т.д.
3. Дидактическая игра «Воздух вокруг нас».
Задание родителям.
- Покажите ребенку вентилятор. Его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер. Ветер - это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.
- Проведите с ребенком опыт со стаканом. Спросите, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите. Опустите стакан в воду, удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух.
- Обсудите с ребенком опыт. Подчеркните, что вокруг нас находится воздух – особый невидимый газ, которым мы дышим.
4. Дидактическая игра «Свойства веществ».
Задание родителям.
- Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в разных сосудах – в стакане, в кастрюле, в тарелке, в половнике, в ванне и т.д.
- Налейте воду в небольшие чашки, стаканы, блюдца. Поместите емкости в холодильник. Когда вода замерзнет достаньте лед и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в котором он был заморожен.
Очень эффективным мероприятием в познавательном развитии детей разного возраста, в том числе и старших дошкольников, является и организация совместной деятельности детского сада, родителей и социокультурного окружения, например, проведения в детском саду «Дня семьи» с показом дидактических игр, описанных выше, или других, по выбору воспитателя (например, дидактической игры «Поищем и найдем «волшебные слова»).
В качестве примера можно привести и словесную дидактическую игру – беседу, «Спасем животное».
Дидактическая задача игры:
- активизация эмоционально-мыслительных процессов – единства слова, действия и воображения;
- учить детей слушать и слышать вопросы воспитателя, умению сосредотачивать внимание на содержании разговора, уточнить представление о роли животных в жизни людей (браться наши меньшие), развивать эмоциональные переживания детей и их экологическое сознание.
Игровая задача: узнать, кто же помогает сохранить на нашей планете исчезающие виды животных.
Руководство игрой: задача воспитателя вызвать детей интерес к исчезающим видам животных (например, пандам, журавлям-стерхам, амурским тиграм, леопардам и т.д.) расширить их знания об этих животных и их детенышах, об их жизни в природных условиях, учить детей размышлять, делать выводы. Подвести итоги игры вместе с детьми.
Торопить детей с ответом не надо, чтобы не спугнуть мысли и слова.
Такие мероприятия безусловно, будут способствовать объединению усилий воспитателей, родителей, детей и руководства детского сада умению работать в одной команде с целью выявления и развития у детей познавательного потенциала, и творческих способностей.
Важно постоянно анализировать и обобщать результаты воздействия дидактических игр на познавательное развитие воспитанников детского сада, знакомить с ними коллег по работе, родителей и самих детей, продолжать посредством дидактических игр развивать сенсорное воспитание, мышление, внимание, память, воображение, речь, личностные качества воспитанников.
С одной стороны, дидактическая игра дарит детям сиюминутную радость служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой – она всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, умения способности, несводимые к физической закалке, либо происходит тренировка выполнения социальных функций.
Использованная литература.
- Партнерство дошкольной организации и семьи. Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М. Мозаика-синтез, 2016.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М., Мозаика-синтез, 2016.
- Першина Л.А. Возрастная психология. М., Академический проект, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»
Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...
Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему: « Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС».
Расширить круг методов и приемов в работе воспитателей по организации познавательного развития у детей дошкольного возраста.·...
"Игра против лености ума!" ( дидактическая игротека как средство интеллектуального развития старших дошкольников)
Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутстви...
Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников.
Лепбук по математике...
"Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников"
Познавательное развитие дошкольников – важный компонент успешного развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО). Для этого в подготовительной группе «...
Методические советы для воспитателей детских садов по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков какигрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:• Ознакомления детей с геом...
Современная образовательная технология "«Квест-игра» как средство познавательного развития старших дошкольников"
Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры ж...