Клуб для родителей "Моя кроха"
учебно-методический материал ( группа) на тему

Полюхова Екатерина Валентиновна

Материалы из опыта работы с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_dlya_roditeley_moya_kroha.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

           РАБОТА СЕМЕЙНОГО КЛУБА «МОЯ КРОХА»

        

Задачи клуба:

  • Способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста;
  • Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
  • Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • Способствовать развитию доверительных отношений между семьей и детским садом;
  • Сплотить родительский коллектив.

Порядок работы клуба:

         -  Занятия клуба проводятся 1 раз в месяц (первая среда месяца) по определенной программе.

         -   Длительность занятия рассчитана на 1 – 1,5 часа.

         -   Каждая встреча в клубе посвящена одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания детей раннего возраста.

         -   При выборе тем занятий учитываются интересы участников. С целью изучения интересов и запросов родителей проводится предварительное анкетирование.

         -    Каждое занятие строится на использовании как теоретического (беседы, консультации), так и практического материала. Обязательно предусматриваются активные методы взаимодействия – практическая работа, коллективное решение проблемных ситуаций, дискуссии, игровые упражнения, разыгрывание ролевых ситуаций и др.

 

Руководителем клуба «Моя кроха»   является педагог – психолог

ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «МОЯ КРОХА»

Тема занятия

Цель

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1.

«Поступаем в детский сад»

1. Познакомить родителей с условиями пребывания ребенка в детском саду.

2. Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям.

3. Познакомить с порядком работы клуба для родителей.

-Презентация видеофильма «Визитная карточка детского сада»,

-информация о работе детского сада с семьями воспитанников,

- беседа о правах и обязанностях родителей.

август

Зам. зав.

педагог-психолог

2.

«Адаптируемся вместе»

1. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего дошкольного возраста.

2. Обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения.

- Анкетирование родителей

- Беседа

- Практикум

- Памятки родителям с рекомендациями тактики поведения в адаптационный период

сентябрь

Зам. зав.

педагог-психолог

3.

«Растим малыша здоровым»

1. Пропагандировать здоровый образ жизни

2. Познакомить с системой оздоровительной работы в ДОУ

3.Изучить особенности физического воспитания в семье.

4.Пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша

- Дискуссия на тему «Что такое здоровье, здоровый образ жизни»

- Консультация ст. медсестры «Закаливание ребенка раннего возраста»

- Просмотр видеофильма – фрагменты организации разных видов двигательной деятельности детей раннего и младшего возраста

- Обмен опытом семейного воспитания

октябрь

Зам. зав.

педагог-психолог., медсестра

4.

«Маленькими шагами – в большой мир знаний» (о сенсорном воспитании детей раннего возраста)

1. Повышение родительской компетенции в понимании роли сенсорного воспитания в общем психическом развитии младшего дошкольника.

2. Вооружить родителей практическими навыками организации игр и упражнений по сенсорному воспитанию

- Консультация психолога

- Просмотр видеофильма (фрагменты работы с детьми)

- выставка игр и пособий по сенсорике, рекомендации к их использованию

- Памятки для родителей (как оценить уровень сенсорного развития ребенка)

ноябрь

Зам. зав.

педагог-психолог

5.

«Игра в жизни ребенка раннего возраста»

1. Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка.

2. Познакомить роди -телей с играми и игрушками, необходимыми ребенку раннего возраста

- Предварительное анкетирование родителей

- Обсуждение результатов анкетирования

- Беседа на тему: «Как научить малыша играть»

- Консультация на тему «Какие игрушки нужны детям»

- Практикум (совместное решение проблемных ситуаций)

декабрь

Зам. зав.

педагог-психолог

6.

«Поговори со мною, мама»

1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка раннего возраста.

2. Познакомить с приемами развития речи, приемлемые для данного возраста

1. Дискуссия на тему: «Сколько слов говорит мой ребенок?»

2. Знакомство с содержанием книжного уголка группы.

3. Практикум «Чтобы руки не знали скуки» - знакомство с пальчиковой гимнастикой»

4. Памятка «Как развивать речь ребенка»

январь

Зам. зав.

педагог-психолог

7.

«В гостях у Королевы-кисточки и Мастера – Карандаша»

1.Познакомить родителей с особенностями развития изобразительной деятельности младших дошкольников и ее значением для общего развития детей.

2. Научить организовывать  совместную изобразительную деятельность в домашних условиях

- Консультация «Роль рисования в психическом развитии личности ребенка раннего возраста».

- Просмотр видеофильма (фрагмент занятия по рисованию в группе раннего возраста)

- Ознакомление со способами организации изобразительной деятельности дома.

февраль

Зам. зав.

педагог-психолог.

8

«В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет»

1. Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка трех лет, наметить пути преодоления острых кризисных проявлений.

- Дискуссия на тему «Симптоматика течения кризиса трех лет»

- Решение педагогических ситуаций

- Практические советы «Как вести себя родителям в период кризиса».

- Рисование «Мир детства и мир взрослых». Обсуждение.

март

Зам. зав.

педагог-психолог

9.

Итоговое заседание

1.Анализ деятельности клуба за год.

- Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника, анализ работы, дальнейшее планирование.

- Анкетирование родителей (изучение запросов на следующий год)

- Награждение родителей, активно участвовавших в работе клуба.

-Самооценка («Дерево успеха»)

апрель

Зам. зав.

педагог-психолог

Занятие 5

клуба для родителей «Моя кроха» на тему:

                                                   «Игра в жизни ребенка раннего возраста»

План  работы:

1. Приветствие.

2. Вступительное слово педагога – психолога «Игрушка… Что она значит в нашей жизни?»

3. Сообщение результатов предварительного тестирования и их обсуждение.

4. Консультация зам.зав. по ВМР «Какие игрушки нужны детям». Выставка развивающих игр и  игрушек, рекомендованных детям раннего возраста.

5. Решение проблемных ситуаций.

6. Обобщение результатов занятия.

Анкета для родителей.

1. Любит ли Ваш ребенок играть?

2. В какие игры Вы играете с детьми дома?

3. Чему могут научить ребенка эти игры?

4. Любимая игра ребенка дома?

5. В какие игры ребенок любит играть с папой?

6. В какие игры ребенок любит играть с мамой?

7. Какие игрушки Вы покупаете ребенку?

8. Нужно ли играть с ребенком и почему?

9. Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами Вашего ребенка?

Примерные проблемные ситуации для обсуждения с родителями.

1. Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках. Вы:

а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;

б) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место;

в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию.

2. В зимний день на прогулке Вы увидели множество построек из снега. Вашему ребенку не терпится поиграть с ними. Вы:

а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;

б) играете вместе  с ним, придумав игровой сюжет;

в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.

3. Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками. Вы:

а) останавливаете ребенка: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»?

б) спрашиваете что-то вроде: «Во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться?»;

в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.

4. Вы приготовили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать?

Советы родителям по развитию игровой деятельности ребенка в семье.

1. Исходя из материальных  возможностей семьи, приобретать или мастерить самим для ребенка разнообразные игрушки и игры, из которых можно сделать выбор нужного  в данный момент. Но не накапливать их  вдоме без разбора.

2. Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.

3.Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» - награждать автора аплодисментами, зарисовывать постройки и др.,  и только после этого убирать игрушки и детали на место.

4. Вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами.

5. Наблюдать за играми ребенка дома.

6. Тактично, но ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды («Может быть тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? Или «Хочешь, я тебе помогу построить гараж для твоей машины?» и т.п.)

7. Проявлять инициативу и выражать искреннее желание принять участие в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью – «А кем я буду?», и безоговорочно принять роль. Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараясь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. В случае затруднения не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне делать дальше?»)

8.По окончании игры выразить свое удовольствие и высказать надежду на то, что и в следующий раз ребенок пригласит вас для участия в игре.

Занятие 2

клуба для родителей «Моя кроха» на тему:

«Адаптируемся вместе»

План работы:

1. Приветствие.

2. Беседа о психическом и физическом развитии ребенка раннего возраста и об особенностях его пребывания в детском саду.

3. Игровое упражнение. Продолжить фразу: «Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно…» (Родителям предлагается ответить на этот вопрос с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя)

4. Практикум. Родители совместно с педагогом вырабатывают способы решения обозначенной проблемы (стратегический, тактический, фантастический)

5. Памятки для родителей с рекомендациями тактики поведения в адаптационный период.

Занятие 3

клуба для родителей «Моя кроха» на тему:

«Растим малыша здоровым»

План.

1. Дискуссия на тему «Что такое здоровье, здоровый образ жизни?»

2. Консультация старшей медсестры на тему: «Закаливание ребенка раннего возраста»

3. Просмотр и обсуждение фрагментов видеозаписей организации разных видов двигательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.

4. Анализ анкет «Физическое воспитание в семье». Обсуждение.

5. Обмен опытом семейного воспитания.

Десять заповедей для родителей.

- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

- Не думай, что ребенок твой: он Божий.

- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.

- Не унижай!

- Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.

- Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Тест «Какие вы родители?»

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Да             нет              иногда

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

Да             нет              иногда

3. Интересуются ли дети вашей работой?

Да             нет              иногда

4. Знаете ли вы друзей своих детей?

Да             нет              иногда

5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?

Да             нет              иногда

6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

Да             нет              иногда

7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

Да             нет              иногда

8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

Да             нет              иногда

9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?

Да             нет              иногда

10. Бываете ли вместе с детьми на выставках, в театрах, концертах?

Да             нет              иногда

11. Обсуждаете ли с детьми телепередачи?

Да             нет              иногда

12. Обсуждаете ли с детьми прочитанные книги?

Да             нет              иногда

13. Участвуете ли в экскурсиях, походах, прогулках?

Да             нет              иногда

14. Предпочитаете ли проводить вместе с детьми свободное время?

Да             нет              иногда

Ключ к тесту.

Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принес вам ни одного балла.

Подсчитайте очки.

Если вы набрали более 20 баллов, то у вас все благополучно в общении с детьми

Если в результате получилось от 10 до 20 баллов, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.

При результате ниже 10 баллов можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.

Занятие 1

клуба для родителей «Моя кроха» на тему:

«Поступаем в детский сад»

План работы.

1. Информация о дошкольном учреждении. Презентация видеофильма «Визитная карточка детского сада»

2. Сообщение о формах работы детского сада с семьями воспитанников.

   Рассказ о работе семейного клуба, его задачах и планах.

3. Беседа о правах и обязанностях родителей. Знакомство с нормативной базой семьи (Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка.

О взаимодействии семьи и детского сада.

    Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают данные социологического исследования, проведенного в 2002 г., родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы – 64,4%, матери – 82,2% (В.С.Собкин, Е.М.Марич).

 

    Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин:

Слайд 2

- ухудшением состояния здоровья детей (физического и психического);

- социально-экономическими проблемами (увеличивается число социально незащищенных семей, повышение социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов);

- личностными проблемами родителей – усталостью, психическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях);

 - глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы, локальные и региональные войны, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы, НТП, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).

 

  Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания и специалистам дошкольного профиля. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности ДУ, как работа с семьей, ее принципов, целей, содержания, форм и методов. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Без качественного изменения  взаимодействия педагогов с родителями может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей.

       Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Учитывая специфику развития детей дошкольного возраста, большее предпочтение на современном этапе образовательного процесса необходимо уделить взаимодействию взрослых и детей. Ведь только при таких условиях можно создать  единое пространство развития ребенка, а, следовательно, обеспечить высокое качество жизни ребенка в детском учреждении и в семье.

Слайд 3

Принципы взаимодействия с родителями.

1. Доброжелательный стиль общения с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов  с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3.Сотрудничество,  а не наставничество.

   Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные, и часто считают, что хорошо знают, как им воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Серьезная подготовка к любому мероприятию с родителями.

    Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание, день открытых дверей и др. могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

    Детский сад сегодня должен уметь быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются и направления работы детского сада с семьей.

   С чего же мы начинаем свою  работу?  - С анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Слайд 4

Социальный портрет семей воспитанников ДОУ

год

Дифференциация

по образованию

по социальному статусу

высшее

ср.спец.

среднее

незак.ср.

служащ.

рабочие

предприн.

безраб.

2008-2009

128

170

90

2

228

98

39

26

2009 - 2010

146

178

60

3

244

108

10

25/9 официально зарегистр.)    

Слайд 5

Социальная категория семьи

Год

полная семья

неполная семья

много-детные

инвалиды

мало -обеспеч.

беженцы, пересел.

дети, нах. под опекой

вдовы, развед.

одинокие матери

дети

родит.

2008 -2009

151

45

25

4

5

3

3

2

-

2009 -2010

164

42

17

6

4

3

15

-

4

Слайд 6

Вывод:

1. Большинство детей (около 73 %) воспитываются в полных семьях.

2. Большая часть родителей имеют высшее и среднее специальное образование.

3. За последний год увеличилось число малообеспеченных семей, а также семей, где дети находятся под опекой.

4. Большинство родителей – это молодые люди, в возрасте до 30 лет, имеющие по одному ребенку.

Т.е., в основном – это молодые семьи, не имеющие большого опыта воспитания детей.

Слайд 7

Исходя из этого, видим цели и задачи организации взаимодействия с молодыми семьями наших воспитанников в следующем:

Цель:

  • Обеспечение оптимальных условий для полноценного гармоничного развития личности ребенка через создание единого образовательного пространства семьи и детского сада.

Задачи:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Слайд 8

Для реализации поставленных целей и задач используются самые разнообразные формы и методы.

Формы взаимодействия с семьей.

1. Наглядная пропаганда

2. Родительские собрания (общие и групповые)

3. Беседы и консультации (коллективные и индивидуальные)

4. Анкетирование

5. Дни открытых дверей

6. Организация семейных клубов.

7. Совместные мероприятия с родителями.

     Мы считаем, что педагогическая помощь молодым родителям должна основываться в первую очередь на тщательном и всестороннем изучении  особенностей каждой семьи, каждого ребенка их запросов, мнений и пожеланий. При этом  мы обязательно учитываем, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога такта, проявления уважения ко всем членам семьи, желания оказать помощь в воспитании детей.

Основными методами изучения семьи, которые мы используем в практике своей работы являются:

- анкетирование (тестирование) родителей;

- индивидуальные беседы с родителями, с детьми;

- посещение семьи ребенка

- изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»;

- наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья»

- наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей.

Слайд 9

Анкетирование:

  • Помогает изучить социальный состав родителей.
  • Выявить настрой, ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду.
  • Изучить запросы родителей в сфере предоставления дополнительных образовательных услуг.
  • Определить уровень представлений и практических умений по разным вопросам развития и воспитания дошкольников.
  • Изучить мнение родителей по оценке качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  • Выявить трудности, имеющиеся у родителей в воспитании детей.
  • Выявить отношение родителей к участию в разнообразных формах взаимодействия с семьей и др.

(Представить образцы  анкет для родителей)

Родительские собрания.

   Родительские собрания являются одной из самых распространенных и известных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Однако, как  показывает практика, если собрания проходят традиционно, т.е. воспитатель делает доклад по какому-либо вопросу и проводит обсуждение организационных вопросов, то родители на подобных собраниях не проявляют большой активности и заинтересованности. Мы стараемся пересмотреть формы проведения родительских собраний и для этого выработали несколько правил.

Слайд 10

Правила подготовки и проведения родительского собрания:

 

1. Родительское собрание должно быть основательно подготовлено

- приглашения для родителей (за несколько дней до проведения собрания). Хорошо, если эти приглашения будут индивидуальными;

- буклеты для родителей  с кратким содержанием собрания;

- предварительное анкетирование, опросы родителей по теме собрания и др.

2. Предусмотреть выступление специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, медицинского работника и др.) в соответствии с темой собрания.

3. Подготовить выступление родителей с сообщением об опыте семейного воспитания;

4. Обеспечение неформального, уважительного общения.

5. Подготовить памятки для родителей

6. Обеспечить «обратную связь».

(Предоставить планы проведения некоторых собраний)

Слайд 11

Дни открытых дверей

Цель:

-  дать родителям возможность увидеть,        как живут дети в детском саду, чем занимаются;

-  понаблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей,

- перенять у педагогов некоторые приемы обучения и воспитательных воздействий.

(Пример организации дня открытых дверей по развитию Э.М.П.)

Слайд 12

Консультации для родителей

Цель:

- Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей.

Слайд 13

План проведения консультаций на год.

3). Консультации для родителей (через родительские уголки)

Темы:

1. «Проблемы адаптации детей к детскому саду»

2. «Растим талантливых детей» - об организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

3. «Если малыш не говорит»

(для родителей младших групп)

4.«Особенности речевого развития у слабовидящих детей»

5. «Высокий уровень развития речи – залог успешного обучения в школе.»

6. «О профилактике ОРВИ в детском возрасте».

7. «Поговорим о правах ребенка»

8. «О закаливании детей в теплый период года»

9. «Как организовать летний отдых детей»

1 раз в месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Педагог-психолог

Зам.зав. по ВМР

Зам.зав. по ВМР

Учителя-дефектологи

Педагог-психолог

Ст. медсестра

Зам.зав. по ВМР

Ст. медсестра

Зам.зав. по ВМР

 

Как видно, консультации проводят не только воспитатели, но и все специалисты детского сада.

Слайд 14

Наглядная пропаганда.

       Осуществляя педагогическую пропаганду, мы используем сочетание различных видов наглядности. Это помогает не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

В каждой группе у нас оформлены групповые родительские стенды  (фотографии стендов, комментарии. В них помещена информация о повседневных делах группы, рекомендации по разным вопросам, режим дня, расписание детской деятельности и др. нужная информация).

Папки – передвижки – на наш взгляд еще одна эффективная форма работы с нашими родителями. (демонстрация папок-передвижек). Содержание папок-передвижек зависит от тематики. Оформляют их как воспитатели, так и специалисты ДОУ.

Внутригрупповые стенгазеты. (Фотографии стенгазет).

Часто такие газеты оформляются совместно с детьми и родителями воспитанников группы. Посвящаются разным темам: «Как мы провели лето», «Наши интересные дела», «Где мы были, что мы видели» и др.

Слайд 15

Внутрисадовская газета «Рябинушка. День за днем»

Внутрисадовская газета у нас выпускается уже четвертый год. Каждый номер посвящен какой-либо значимой для нас теме: «Начинаем новый учебный год», «О здоровье – всерьез», «Праздники в жизни дошкольников», «Организуем летний отдых ребят» и др. В создании газеты принимают участие как педагоги детского сада, так  и родители, и даже дети, которые создают рисунки, сочиняют стихи и рассказы , делятся своими впечатлениями. Отвечает за выпуск каждого номера специально избранная редколлегия, которая отбирает, систематизирует материал, выполняет техническую сторону работы. (демонстрация некоторых номеров газеты)

Цель:

1. Знакомить родителей с наиболее интересными событиями из жизни детского сада.

2. Пропагандировать опыт семейного воспитания.

3. Развивать творческую активность родителей, педагогов, детей.

Каждый номер газеты :

- посвящается какой-либо теме;

- создается специально избранной редколлегией

- корреспондентами газеты являются педагоги, родители, дети.

Слайд 16

Совместные мероприятия с родителями воспитанников.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» 

(Проводится 1 раз в квартал музыкальным руководителем Тепляковой М.Б.)

Встречи в музыкальной гостиной носят неформальный характер. Во время таких встреч родители слушают классическую и народную музыку, читают стихи, смотрят выступления детей, участвуют в совместных играх, поют сами и вместе с детьми, угощаются сладостями, которые готовят или с помощью детей. На некоторых музыкальных гостиных мы предусматривали такой момент, как рассказ родителей о своих увлечениях, демонстрацию изделий, созданных своими руками (вышивки, выставки поделок из природного материала, рисунки, выпечка по оригинальным авторским рецептам и др.) Эти мероприятия всегда оставляют приятные воспоминания, дарят теплоту общения, играют большую роль в сплочении коллектива педагогов, родителей и детей. Отзывы об этих встречах находятся в специальной папке, которые собираются нами на протяжении уже нескольких лет.

Темы:

  • «Очей очарование»
  • «Рождественские колядки» (фото, рассказ)
  • «Ее величество – женщина»
  • «Веснянка»

В этом учебном году мы включили еще такую форму, как презентация семьи.

Планируется провести несколько таких встреч (3-4 в течение года). Основную цель мы видим, прежде всего, в том, чтобы пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, познакомить с положительными традициями, укладом жизни некоторых семей, где  живут в ладу и согласии все члены семьи. Мы предполагаем активно включать в такие встречи и старшее поколение, которое может поделиться богатым опытом общения, дать ценные советы о том, как сохранить лад в семье, тепло семейного очага. Первая такая встреча состоится в январе, в период рождественских святок.

 

Слайд 17

За здоровьем в детский сад.

Еще одной традиционной формой работы детского сада стало совместное проведение Дней Здоровья и спортивных праздников. Организует и проводит их наш руководитель физического воспитания Кузнецова С.А.

Основная цель этих мероприятий:

  • Пропаганда здорового образа жизни, воспитания  интереса к физкультуре и спорту;
  • Сплочение педагогического, родительского и детского коллективов.

(Фотографии, комментарии).

Совместные конкурсы.

Совместные конкурсы регулярно проводятся в нашем детском саду. Темы их могут быть самыми разными. Чаще всего мы их организуем в период подготовки к самому любимому и долгожданному празднику – Новому году. Нами проводились такие конкурсы – «На самую интересную елочную игрушку-самоделку», «Новогодний букет», «На самое лучшее оформление группы к Новогоднему празднику» и др.

(Представить фотографии)

В этом году у нас объявлен конкурс на тему «Новогодний карнавал», т.е. конкурс на самый интересный карнавальный костюм, сделанный своими руками. В условия конкурса входят такие требования, как изготовление костюма совместно с детьми, а также обязательная защита костюма, т.е. подготовка концертного номера в соответствии с выбранным костюмом. Представление костюмов будет проводится на специально организованном совместном развлечении 14 января. Жюри конкурса уже выбрано, но мы уверены, что проигравших на этом конкурсе не будет.

Слайд 18

Психолого-педагогическое взаимодействие педагога-психолога с родителями ДОУ

Слайд 19

Клуб для родителей групп раннего и младшего дошкольного возраста

Задачи клуба:

  • Способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста;
  • Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
  • Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • Способствовать развитию доверительных отношений между семьей и детским садом;
  • Сплотить родительский коллектив.

Порядок работы клуба:

         -  Занятия клуба проводятся 1 раз в месяц (первая среда месяца) по определенной программе.

         -   Длительность занятия рассчитана на 1 – 1,5 часа.

         -   Каждая встреча в клубе посвящена одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания детей раннего возраста.

         -   При выборе тем занятий учитываются интересы участников. С целью изучения интересов и запросов родителей проводится предварительное анкетирование.

         -    Каждое занятие строится на использовании как теоретического (беседы, консультации), так и практического материала. Обязательно предусматриваются активные методы взаимодействия – практическая работа, коллективное решение проблемных ситуаций, дискуссии, игровые упражнения, разыгрывание ролевых ситуаций и др.

 

Руководителем клуба «Моя кроха» является педагог – психолог Севрюгина Татьяна Александровна.

(Рассказ о работе клуба Севрюгиной Т.А. Предоставление папки с материалами работы клуба)

Слайд 20

Клуб для родителей старших и подготовительных групп «Будущий первоклассник»

Задачи клуба:

  • Вооружить родителей будущих первоклассников знаниями об особенностях физического и психического развития старших дошкольников.
  • Сформировать представления о таком понятии, как  «готовность ребенка к школе»
  • Оказать помощь родителям в преодолении возможных трудностей адаптации к новым условиям жизни на следующей ступени образования.

(Примеры проведения некоторых занятий клуба. Фотографии, комментарии. Предоставить папку с рабочими  материалами работы клуба)

Слайд 21

Выводы:

Единство целей и задач обучения и воспитания детей достигается при условии:

- полноценного участия родителей в жизни детского сада, знакомстве их с содержанием работы в ДОУ;

- обязательном использовании  опыта семейного воспитания;

- взаимном доверии и взаимопомощи педагогов и родителей;

- укреплении авторитета работников детского сада в семье, а родителей – в детском саду;

- осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и потребностей.

МАТЕРИАЛЫ

В  ПОМОЩЬ  ПЕДАГОГАМ  ПРИ  ПОДГОТОВКЕ

К РОДИТЕЛЬСКИМ СОБРАНИЯМ

Планы подготовки к собранию,

примеры организации хода собрания, материалы из опыта работы наших педагогов.

Материалы  к родительскому собранию на тему

«Азы воспитанности»

(Из опыта работы воспитателя Щуровой Н.С.)

Из опыта работы с семьями воспитанников МДОУ

        

        

РАБОТА  КЛУБА

«СЕМЕЙНЫЙ  ОЧАГ»

        

                                                                                   Организатор клуба –

                                                                                   педагог – психолог

                                        Гурко Е.И.

                                                                 2003 – 2004 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что рисует кроха?"

консультация для родителей, которая поможет разобраться в переживаниях ребенка, его взглядах на мир...

проект "Родительский клуб кроха"

Установить партнерские отношения с семьями учасников клуба, обоготить родителей новыми знаниями, умениями в общении с детьми....

План работы учителя -логопеда в адаптационном клубе " Кроха"

У нас в детском саду открылся консультативный логопедический пункт для родителей и детей от 1года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.Цель: обеспечение единства и преемственности семейн...

Семейный адаптационный клуб "Академик Кроха"

Рабочая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

семейный клуб "Кроха"

дошкольное учреждение и семья  два наиболее важных института для социализации дошкольника. несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействии семьи и дет...

Семейный клуб "Кроха"

Семейный клуб «Кроха» – одна из форм работы, позволяющая донести до мам и пап информацию о том, как растут и развиваются дети, как их учить, как с ними и играть, разговаривать.Содерж...