Семейный адаптационный клуб "Академик Кроха"
рабочая программа (младшая группа)

Тарасенко Наталья Владимировна

Рабочая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_akademik_kroha.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №133 города Тюмени

КРУЖОК «АКАДЕМИК КРОХА»

Материально-техническое обеспечение

Наименование

Общее количество (штук / упаковок)

Магнитола для дома

1

Коврик –пазл (набор)

1

Кинетический песок (1кг)

5

Бумага для принтера  А4 (500л)

2

Бумага цветная  А4 5 цветов (250л)

2

Клей-карандаш

10

Пластилин (8 цветов)

20

Мелки восковые цветные (6 цветов)

10

Акварельные краски (10-12 цветов)

10

Конструктор деревянный (набор)

2

Мяч - прыгун

3

Полотенца бумажные

7

МАДОУ детский сад №133 города Тюмени

        Семейный адаптационный клуб

«Академик Кроха»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Составитель Тарасенко Н.В.

Тюмень 2018

Паспорт программы

Количество занятий

2  в неделю

Продолжительность занятий

45-50 мин

Место проведения

Группа №14

Количество участников в группе

7-10 человек

Количество групп

3

Период оказани услуги

 март – июль

Наименование программы

  • Семейный адаптационный клуб

«Академик Кроха»

Цель программы

  • Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. 

Задачи программы

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
  • Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Выявление нарушений речевого развития детей раннего возраста.

Важнейшие целевые показатели программы

  • У детей сформируется мотивация, эмоциональная готовность к поступлению в детский сад, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
  • Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
  • Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет

В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.

В целом психическое развитие детей 1,5-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.

Так, в плане двигательной деятельности возрастают  целенаправленность  движений:  собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.

У детей 2 – 3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.

В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т.к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.

Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта.

Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне - снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т.д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т.д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.

Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенций этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется своей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности. В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Настоящая программа  составлена на основе:

  • примерной  общеобразовательной  программы  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребён- кина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с. — (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).
  • программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.

Программа предусматривает организацию работы с детьми 2 - 3 лет в количестве  32  занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с марта по май включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).

Длительность каждого занятия 45-50 минут.

В программе выделяются два раздела:

  • встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю,
  • работа консультационного пункта для родителей (по запросу).

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

Оздоровительные:

  • обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Образовательные:

  • вызвать у детей радость от общения с окружающими;
  • побуждать детей к самостоятельной деятельности;
  • формировать качества личности: коммуникативность, инициативность;
  • формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
  • расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
  • обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Воспитательные:

  • способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
  • способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
  • способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
  • обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
  • развивать любознательность;
  • обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ.

Для родителей:

  • оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Предварительная работа:

  • Обработка информации о контингенте воспитанников в возрасте от 2 до 3лет, не посещающих МАДОУ.
  • Телефонный опрос родителей, желающих посещать адаптационный клуб.
  • Встреча с родителями «Давайте познакомимся»:
  • сбор необходимой документации;
  • беседа с родителями об особенностях развития воспитанников.
  • Анкета-знакомство «Портрет семьи».
  • Анкета-опрос.
  • Знакомство родителей с предметно-развивающей средой в группе раннего развития.
  • Тренинг «Знакомство».

Условия реализации программы:

  1. Систематическое проведение образовательной деятельности. Содержание образовательного процесса в адаптационной группе определяется программой:
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребён- кина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с. — (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).
  • Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.
  1. Допускается в рамках образовательного процесса использование содержания других парциальных программ для детей раннего возраста.
  2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
  3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
  4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.
  5. Методические рекомендации по каждому направлению.
  6. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности воспитанников.
  7. В группе организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности.
  8. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

Практическая реализация

Данная программа реализуется на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.

Характеристика форм работы с детьми:

Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

  • Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
  • Продуктивная деятельность  (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);
  • Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)
  • Коммуникативная деятельность   (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература
  • Элементы трудовой деятельности  (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

Примерная схема организации образовательной деятельности:

  • Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей;
  • Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности;
  • Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему образовательной деятельности;
  • «Открытие» нового знания или умения;
  • Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.
  • Физминутка, динамическая пауза и т. д.;
  • Повторение и развивающие задания;
  • Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали.

Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. 

Ожидаемый результат

  • Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
  • Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
  • Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
  • Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
  • К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладели первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.

Подведение итоговых результатов освоения программы:

  • Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
  • Собеседование с родителями;
  • Анкетирование.

Итогом работы  является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю.//День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.// – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст)
  2. Заводчикова  О. Г. // "Адаптация ребенка в ДОУ"//- М., 2007 г.
  3. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
  4. Картушина М.Ю.// Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет//. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст)
  5. Кирюхина Н. В. // "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ"// М., 2005
  6. Крупенчук О.И. //Ладушки: Пальчиковые игры для малышей//. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе)
  7. Крюкова С. В; Слободияк. Н. П. //"Давай жить дружно"// М., 2002 г.
  8. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А///. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений//. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
  9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с. — (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для неорганизованных детей (не посещающих ДОУ) «Семейная адаптационная группа Скоро в садик»

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малы­ша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступлен...

Семейная адаптационная группа в ДОУ

       Целью моей работы является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих детский сад,  и их родителей....

Проект в адаптационной группе кратковременного пребывания «Кроха» «В гости к нам пришел Зайчишка, длинноухий шалунишка…»

Знакомство с животным леса – зайцем, его внешним видом и характерными особенностями...

Перспективный план работы адаптационной группы "Кроха".

«Кроха» - это адаптационная группа для детей 1,5 – 3 лет, не посещающих детский сад.  Основная идея создания группы – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к де...

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха»

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттин...

План работы учителя -логопеда в адаптационном клубе " Кроха"

У нас в детском саду открылся консультативный логопедический пункт для родителей и детей от 1года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.Цель: обеспечение единства и преемственности семейн...

Исследовательский проект «Семейная адаптационная группа»

2 слайд:Семья всегда являлась и является важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста, но по ряду причин, родители все чаще и раньше приходят к выбору семейно-общественной фор...