Музыкальное воспитание и развитие детей раннего возраста
статья ( группа) на тему
Статья о музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_i_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx | 23.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание
и развитие детей раннего возраста»
Чем раньше музыка войдёт в жизнь
ребёнка, тем глубже и прочнее она
займёт место в его душе.
Н. Ветлугина.
Ранний дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.
Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребёнок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому.
Следовательно, музыка оказывает положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни. Предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, создаёт основу для эмоционального контакта между ними.
Поэтому необходимо организовать музыкальное воспитание детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства.
Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребёнка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке,
Элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В этот период прежде всего формируется восприятие музыки.
Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность
незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на неё. Дети по разному реагируют на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную).
Постепенно музыкальные впечатления детей становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера.
У детей можно вызвать соответствующее эмоциональное состояние: бодрое, задорное при слушании песни «Барабан» Е. Тиличеевой; ласковое, доброжелательное при слушании песни «Ой, бычок» В. Агафонникова. Поэтому подбирая музыкальный репертуар нужно хорошо себе представлять, что нового для развития восприятия может дать малышам предлагаемая для слушания песня или пьеса.
В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких ему людей. И только семья (если малыши не посещают ясли) способна развивать его эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает .Основы эстетического воспитания закладываются в семье.
Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к
музыкальному искусству, пусть несовершенному, и тем самым вы передаёте ему частицу вашего вдохновения.
Ещё Сократ заметил, что всё хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям.
В результате общения с музыкой ребёнку передаются её настроение и чувства; радость, тревога, сожаление и грусть, нежность, решительность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста.
В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором или по одному. Период от года до двух лет – это очень важный этап в жизни малыша. Ребёнок, как маленький исследователь, самым активным образом начинает взаимодействовать со своим окружением. Постепенно дети
накапливают необходимый опыт, для последующего более интенсивного развития комплекса музыкальных способностей, каждая из которых к двум годам будет более отчётливо определена в виде музыкальной деятельности. В этот комплекс входят эмоциональная отзывчивость на характер произведения. Формирование сенсорных способностей, первоначальных певческих навыков, ритмических движений под музыку.
Слушание (или прослушивание) детьми музыкальных произведений – основной вид музыкальной деятельности. Оно взаимосвязано с развитием сенсорных способностей. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому или тембровому звучанию. Есть специальные упражнения для овладения детьми сенсорным опытом, иначе говоря – музыкальным слухом.
Эти задания рассчитаны прежде всего на различение высоты звука, воспитание чувства ритма (различение длительности звука), различение звуков по тембру и силе звучания.
Уважаемые родители, не забывайте, что детей, а особенно таких маленьких, надо учить играя. Вам пригодятся игрушки, с которыми ваш ребёнок играл в младенчестве. Заранее подберите игрушечную кошечку, собачку, мишку, зайку, птичку и конечно куклу. Среди музыкальных инструментов, особенно детских, ограничений нет. Это могут быть металлофон, бубен, барабан, триола, дудочка, музыкальный треугольник.
А самое главное поможет вам и улыбка, спокойный и слегка игривый тон, выразительная речь, а главное, эмоциональное чистое пение, исполнение танцевальных движений обязательно вызовут у малышей удовольствие и радость. Тогда у ребёнка появится желание последовать вашему примеру. Внимание, необходимое на вашем занятии с малышом, будет зависеть от того, насколько вы заинтересуете своего малыша своими действиями.
,Обычно в заданиях по различению звуков по высоте применяются озвученные игрушки: мычащая корова и телёнок, мяукающая кошка и котёнок, лошадка и жеребёнок . Но если дома таких игрушек нет, можно использовать музыкальные инструменты. Сначала дети слушают звучание самого низкого звука, а после этого вы показываете игрушку или изображение птички мамы, а птенчика вы изображаете высокими звуками и подкрепляете соответствующей картинкой или игрушкой.
Это же самое вы можете проделать с большим и маленьким колокольчиком. Так же вы можете попросить малыша взять тот колокольчик, который прозвенел за вашей спиной.
Формирование ритмического слуха у детей второго года жизни происходит на основе восприятия и воспроизведения звуков различной длительности. Имеются в виду простейшие ритмические звукосочетания, состоящие из длинных и коротких нот. Короткие звуки могут изображать бег, долгие звуки – медленный шаг. Если можете простучите или прохлопайте эти звуки, изобразите в своих движениях. Здесь вы вполне самостоятельно можете пофантазировать.
Очень полезное упражнение - пропевание имени вашего ребёнка. Ка-тя! Ма-ша! Ма-ри-на! Ва-ня! Пойте, одновременно играя на инструменте. Пусть малыш сам придёт к вам. Ему наверное очень захочется поиграть на металлофоне вслед за вами. Тогда вложите малышу молоточек в руку и вместе с ним простучите удобный для вас ритмический рисунок. Обычно дети с удовольствием и большим желанием тянутся к блестящим металлическим пластиночкам. Не отказывайте малышу в этом – пусть постучит от души.
Вы можете развивать у ребёнка навык узнавания знакомых песен. Для знакомства с новой песней используйте игрушку, тот образ, о котором поётся в ней. Рассмотрите игрушку вместе с ребёнком или обыграйте её неожиданное появление, расскажите
о содержании песни, покажите, как двигается игрушка и ведёт себя.
Развивая сосредоточенность при прослушивании музыки, ясно пропевайте слова и звуки, следите за выразительностью музыкальных фраз. Иногда ребёнок может внимательно прослушать ваше пение и не издать ни одного звука. И только после занятия, подражая вам, он начнёт повторять ваши интонации уже в своих играх. Подойдите к малышу, похвалите его и попробуйте ещё раз спеть песенку вместе с ребёнком.
Музыкальный репертуар для активизации детских певческих проявлений должен быть доступен восприятию ребёнка раннего возраста. Ему понятны образы животных, птиц, и т д, поэтому очень полезно малышу повторять за вами звукоподражания их голосам. Вы можете спеть ребёнку и те взрослые песни, которые вам нравятся и которые не будут раздражать слух ребёнка.
Лучше всего подойдут народные песни, лирические, танцевальные и ритмические мелодии. На занятии вы можете попросить малыша покачать мишку или куклу под ваше пение, а затем предложите малышу спеть вместе с вами. Песенки можно обыграть как с годовалым малышом, так и с детьми старше. Например.
Выберите небольшую, яркую и звонкую погремушку – это овысит интерес и желание малыша ею манипулировать.
В песне три куплета, каждый из которых поётся с различной силой громкости. Сама мелодия ещё сложна для воспроизведения её малышами, поэтому она предназначена для освоения ими двигательных навыков, формирования музыкально – сенсорных способностей, понятия «тихо – громко», умения менять движения с изменением характера музыки.
Итак, вы поёте первый куплет, тихо позванивая погремушкой;
Пляшет возле ушка, наша погремушка.
Потихоньку гремит, нам шуметь не велит.
Второй куплет поёте тише и прячете погремушку за спину или в своих ладонях.
Спряталась игрушка, наша погремушка.
Не шалит, не гремит, в кулачке крепко спит.
На слова третьего куплета вы встряхиваете погремушкой в такт музыке:
Звонкую подружку, нашу погремушку,
Высоко поднимай, громко-громко играй!
Такая песенка-игра вызовет у малыша желание последовать вашему примеру, взять у вас игрушку и помахать ею.
В таком случае ещё раз повторите это с вашим малышом.
Затем повторите, как звенит игрушка тихо или громко, и попросите малыша проделать то же самое. Тем самым ребёнок учится различать громкость звучания и сам пробует создавать его, согласно пониманию и желанию действовать самостоятельно. Сразу обратите внимание на ритмическую сторону исполнения ребёнком. Важно, чтобы он с первых же занятий почувствовал ритмическую пульсацию в воспринимаемой музыке и старался это показать в действиях.
Через 3-4 занятия познакомьте малыша с новой игрой или песенкой, а прежняя пусть «отдохнёт», чтобы потом снова быть привлекательной и интересной.
Занятия проходят с большой пользой, если инициатива в выборе игрушки, песни исходит от самого ребёнка. Спросите его, на каком инструменте он хотел бы поиграть, хочет ли он потанцевать или послушать ваше пение. Безусловно, такой свободный выбор ребёнком деятельности будет зависеть
От того, насколько он вовлечён вами в домашнюю «музыкальную жизнь»
Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание
петь, танцевать, играть. Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребёнка к
истокам творчества, к пониманию красоты в музыке.
Быть может, природа одарила вашего малыша способностями, о которых вы и не догадываетесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогические особенности музыкального воспитания и развития детей раннего возраста".
Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы недооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем ...
Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"
Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...
Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в семье детей раннего возраста."
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в семье детей раннего возраста."...
Роль музыкального воспитания в развитии ребенка раннего возраста
В данной статье идет утверждение о том, что музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в ор...
Презентация: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста"
Создание условий для успешного развития музыкальных способностей детей раннего возраста....
Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...