Влияние стиля родительского воспитания на развитие способностей ребёнка
консультация ( группа) на тему

Кононенко Яна Артуровна

В материале описаны основные стили родительского воспитания, прослежена взаимосвязь их с развитием способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка.

Развитие общих и специальных  способностей ребёнка – одно из главных направлений деятельности педагога – психолога  и воспитателя ДОУ.

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 126» при планировании образовательного процесса большое значение уделяет этому направлению, что видно из основной задачи нашего детского сада.

У детей в детском  саду каждый день наполнен различными видами деятельности. Всего лишь за утро ребёнок представляет себя в различных ролях: вот он становиться танцором и виртуозно исполняет танцевальную композицию, но вдруг через мгновения он уже гениальный художник, который вот -  вот сотворит очередной шедевр. А теперь он великий актёр, который играет на сцене главную роль. Благодаря замечательным педагогам, которые каждый день делают для детей «сказку», ребёнок может попробовать себя в различных видах творческой деятельности!

НО! Какими бы ни были старания педагогов, а без родителей в таком важном вопросе справиться нельзя!

         Многими научными исследованиями доказано, что именно семья имеет решающую роль в зарождении и развитии способностей ребёнка.

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит  развитие  ребенка.

Самой распространённой типологией стилей семейного воспитания является типология Д. Боумрид. Выделяется 5 стилей:

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Боумрид подчеркивает, что у авторитарных родителей, дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность.

Однако жесткий контроль дает редко положительный результат. У детей авторитарных родителей слабо развиты коммуникативные способности, Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого боятся проявления каких-либо творческих способностей.

Пример: ребёнок проявляет интерес к рисованию, родители считают, что это бесполезное занятие, ребёнок должен научиться кататься на коньках.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») —родители, придерживающиеся попустительского  стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.

У родителей с попустительским стилем воспитания дети становятся импульсивными и агрессивными. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений. Родители на капризы реагируют очень грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

ПРИМЕР: мама работает на нескольких работах, у неё нет времени на занятия с ребёнком, он не посещает никакие кружки, неуспешен на муз. Занятиях, не умеет рисовать.  

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Пример: алина анисимова., девочка, приходит в группу, не умеет играть с детьми, не может организовать самостоятельную игру, постоянно около воспитателя.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.

Дети таких родителей обычно любознательны, творчески активны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых норм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, нет определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Закончить своё выступление мне бы хотелось словами  известного психолога Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя . Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. . Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».

Дети никогда не слушают старших, но никогда не ошибаются, копируя их.

Дж. Болдуин

Наказания, назначенные во гневе, не достигают цели.

И.Кант

Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви, когда он меньше всего её заслуживает.

Эрма Бомбек

Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой.

Антоний Регульский

Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст Легуве

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми.

Оскар Уайлд

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам.

Эрнст Тельман

Ребёнок – не будущий человек, а сегодняшний, но с другим масштабом чувств и опыта.

Януш Корчак

Воспитание – это всё. Персик был когда-то горьким миндалём, а цветная капуста – это обычная капуста, получившая позднее высшее образование.

Марк Твен

Игры, в которые рекомендуется играть дома.

  1. Копилка хороших событий.

Изготавливается красивая коробка – это копилка для хороших событий. Каждый из членов семьи записывает или зарисовывает хорошее событие, поступок, который сделал он сам или сделали для него. Эти заметки складываются в копилку, в определённый день копилка открывается и все рассматривают хорошие поступки.

2.Секрет.

Семья собирается в круг. Предмет (игрушка) заворачивается в несколько листов газеты и передаётся под музыку. Когда музыка прерывается, тот, у кого оказался пакет, разворачивает один лист. Музыка возобновляется, пакет путешествует, пока секрет не будет окончательно раскрыт.

3.Сложная ситуация.

Если отношения с ребёнком стали сложными и обычные методы не могут помочь, попробуйте предложить поиграть в «Кукольный театр». Предложите ребёнку выбрать куклу, выберите себе персонаж и проиграйте ту ситуацию, которая кажется неразрешимой.

Например, ребёнок отказывается убирать игрушки. Предположим, он выбрал куклу петрушку, а вам достаётся баба – яга. Баба – яга хвалит петрушку  - вот как раз из таких и вырастают настоящие растеряхи, они ничего не могут вовремя найти и поэтому приходят неприятности. А уж когда кому – то плохо, то бабе яге очень хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля родительского воспитания на дошкольника

Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.  В семье ребенок приобретает свой первый опыт социаль...

Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка (комплексная методическая разработка родительского собрания)

   Цель представленного в разработке родительского собрания: информирование родителей об основных стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование личности ребенка. Архив мате...

Влияние стиля родительского поведения на развитие личности дошкольника.

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка обоснована в трудах педагогов прошлого и настоящего времени, отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного у...

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...

Консультация для педагогов "Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детей"

В зависимости от того, как родители ведут себя с ребенком в семье, вырабатывается тот или иной тип характера ребенка....

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья....