Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка (комплексная методическая разработка родительского собрания)
методическая разработка по теме
Цель представленного в разработке родительского собрания: информирование родителей об основных стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование личности ребенка. Архив материалов содержит доклад педагога – психолога «Стили семейного воспитания», компьютерную презентацию «Стили семейного воспитания, негативно влияющие на развитие личности ребенка», а также информационный буклет для родителей «Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_stilya_semeynogo_vospitaniya_na_lichnost_rebenka.rar | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка»
Подготовила: педагог-психолог
НДОУ «Детский сад № 210
ОАО «Российские железные дороги»
Пугачева Лариса Викторовна
Цель: информирование родителей об основных стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование личности ребенка.
Сообщение психолога о стилях семейного воспитания
Отношения в семье можно представить в виде формулы:
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ=
(родители + родители)
+
(родители + дети)
+
(дети + дети).
Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей.
Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Четыре основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский. Мы рассмотрим несколько расширенный вариант проявлений данных стилей. Конечно же в чистом виде данные стили встречаются не часто, но сейчас, вы, возможно увидите и узнаете те или иные проявления стилей в своем воспитательном поведении. Целью этого собрания, мне бы хотелось, чтобы стало внимание родителей на воспитательные методы, которые вы используете в общении со своими детьми и, возможно, изменить эти методы.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Данный стиль воспитания способствовал формированию зависимости, неспособности к лидерству, отсутствию инициативы, пассивности, низкой степени социальной и коммуникативной компетентности, низкому уровню социальной ответственности и моральной компетентности с ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
Смягчающий стиль – одна из разновидностей гиперопеки
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Охраняющий (тревожный) – также вариант гиперопеки
Такие родители находятся в постоянной тревоге и излишне охраняют ребенка (буквально «трясутся» над ребенком), следят буквально за каждым шагом ребенка, выполняют все за него и для него. Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.
Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.
В детском коллективе эти дети на лидерство, не претендуют. Они следуют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей.
Излишне пылкий стиль или ребенок «кумир семьи»
Ребенок - кумир семьи. Это может быть «поздний» ребенок в семье.Родители выполняют все его требования и малейшие капризы. Порой, отказывая себе, они покупают ему дорогие вещи и игры. Часто родители делают за него то, что ребенок сам не хочет сделать.
Небрежный (попустительский) стиль воспитания
Это полная противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведения детей. В такой ситуации дети практически лишены родительского руководства. Даже если поступки детей злят и выводят из равновесия, либеральные родители пытаются сдержать свои чувства.
Родители не устанавливают ограничений для своих детей или за недостаточности интереса и внимания, или в результате того, что заботы повседневной жизни оставляют им мало сил на воспитание детей. В случае, когда попустительство сочетается с открытой неприязнью, ребенок открыто дает волю своим разрушительным импульсам. Большинство несовершеннолетних правонарушителей воспитывались именно в таких семьях.
При такой системе попустительского воспитания вырастает человек, у которого конформный тип личности. Этот человек будет притираться ко всем и ко всему, подчиняясь большинству.
Угрожающий стиль воспитания
Родители готовы наказать за любую провинность ,дети слышат от родителей одни замечания, постоянные угрозы. Личные проблемы родителей не позволяют видеть в ребенке лишь ребенка. Он становится для них предметом эмоциональной и психологической разгрузки, все в ребенке раздражает. Бывает практически с каждым родителем. Если за собой замечаете часто – это повод задуматься о своей жизни, все ли так, как вы хотите, не пора ли изменить что-то в своей жизни.
Подкупающий стиль
В основе такого стиля – «товарно-денежные» отношения. С раннего возраста все значимые дела ребенка одариваются и оплачиваются. За выполнение любого, даже незначительного дела, родитель обещает и поощряет ребенка подарками и деньгами. Любая помощь ребенка оценивается материально. Дети думают, что главное в жизни – деньги. Они не умеют строить отношения, не понимают, что дружбу и любовь купить нельзя.
Непоследовательный стиль
Этот стиль семейного воспитания, характеризуется отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
Дети растеряны, сами непоследовательны, импульсивны, теряют уважение к взрослым. Когда сами становятся взрослыми, часто не устроены в жизни, нет постоянных интересов и друзей.
Демократический стиль воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
• тип темперамента родителей, их совместимость;
• традиции, на которых воспитывались сами родители;
• научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
• нравственные устои семьи.
Дети с точным представлением о себе и адекватным поведением воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.
Обсуждение проблемы
Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.
• Только поощрение.
• Частое порицание.
• «Метод кнута и пряника».
Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, с обсуждением того или иного метода.
«Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей».
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Чтобы вы смогли вернуться к размышлениям о рассмотренной сегодня теме, для каждого из вас я приготовила несколько буклетов-памяток (психолог раздает памятки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский тренинг "Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка"
Необходимо вовремя дать знания родителям о стилях семейного воспитания и способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми....
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА
Сегодня мы видим значительные перемены в семейной области. Формирование нового типа личности, ориентированной на материальную независимость, обеспеченность, предприимчивость, приводит к популяризации ...
Методическая разработка родительского собрания на тему "Стили семейного воспитания"
В методической разработке родительского собрания подробно рассказывается о стилях семейного воспитания...
Влияние семейного воспитания на личность ребенка
Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. Стили ...
методическая разработка родительского собрания "Семейные традиции"
Воспитывая детей в народных традициях развивается национальное самосознание, которое дает ребенку почувствовать себя частью своего народа. Научиться уважать ценности, знать историю своего народа, трад...