Влияние стиля родительского поведения на развитие личности дошкольника.
консультация на тему
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка обоснована в трудах педагогов прошлого и настоящего времени, отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребенка (1989), Конституции РФ, Законе об Образовании, Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей и обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. В последнее время практически в каждом нормативно-правовом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого-педагогического просвещения родителей.
В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения, проблема повышение психолого-педагогической компетенции педагогов приобрела более глубокое звучание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние стиля родительского поведения на развитие личности дошкольника.
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка обоснована в трудах педагогов прошлого и настоящего времени, отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребенка (1989), Конституции РФ, Законе об Образовании, Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей и обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. В последнее время практически в каждом нормативно-правовом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого-педагогического просвещения родителей.
В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения, проблема повышение психолого-педагогической компетенции педагогов приобрела более глубокое звучание.
Еще одним доказательством актуальности проблемы является кризис современной семьи: обесценивание таких понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида; преобладание малодетных семей; и др. Все это привело к падению социального престижа семьи и родительства в целом. В результате отмечаются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями в развитии, нарушения в области формирования нравственной сферы подрастающего поколения.
Дошкольное образовательное учреждение при условии грамотного построения работы, обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями. Поэтому очень важно чтобы рядом оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого могла бы рассчитывать семья. В современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях знаний, как психология семьи и родительских отношений. Педагог должен владеть методами эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Все это во имя всестороннего и гармоничного развития ребенка на решающем этапе его жизни-этапе дошкольного детства.
Жизнь современной семьи разнообразна и многогранна. Каждый элемент этого сложного организма самым непосредственным образом сказывается на физическом и психическом благополучии человека вообще и ребенка в частности. Не всегда это влияние позитивно. Семья-это уникальный институт. В ее жизни нет мелочей, нет элементов, которые не касались бы тех или иных сторон психической жизни ребенка. Категория «образ жизни семьи» позволяет учесть широкий спектр факторов, включающих социально-экономические, социально-психологические и психологические аспекты. Образ жизни семьи - это образ мыслей супругов, их ожидания и знания о ребенке, о специфике его развития и факторах определяющих этот процесс. Родители воспитывают своих детей, опираясь на свою систему взглядов, верований, не связанных с академической наукой. При этом пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от культуры, к которой они принадлежат. Часто они действуют интуитивно, так как им подсказывает их сердце, либо так, как их воспитывали, когда они сами были детьми.
Чтобы овладеть искусством воспитания родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение.
Многие исследователи в области детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее Диане Бомринд (1980), которая выделила три стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный. Макоби и Мартин (1983) добавили к этой кла ссификации четвертый тип индифферентный.
Стили родительского поведения
Авторитетный | Высокий уровень контроля Теплые отношения | Признают и поощряют растушую автономию своих детей Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой |
Авторитарный | Высокий уровень контроля Холодные отношения | Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них; их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными |
Либеральный | Низкий уровень контроля Теплые отношения | Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми |
Индифферентный | Низкий уровень контроля Холодные отношения | Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению |
Стили родительского поведения воздействуют на личность растущего ребенка. Дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, бывают угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки часто остаются зависимы и пассивны. Дети либеральных родителей могут быть непослушны и агрессивны. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными личностями. Дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. Они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих людей развивается высокая самооценка. Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
Исходя из классификации стилей родительского поведения психологи выделили типы дисгармоничного семейного воспитания:
1.Потворствующая гиперпротекция
2.Доминирующая гиперпротекция
3.Повышенная моральная ответственность
4.Эмоциональное отвержение
5.Гипопротекция
6.Жестокое обращение
7.Противоречивое воспитание.
Потворствующая гиперпротекция
Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: это ему не выгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.
Доминирующая гиперпротекция
Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многозначительные ограничения и запреты. У ребенка не формируются инициатива и чувство долга.
Повышенная моральная ответственность
Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация характера.
Эмоциональное отвержение
Это воспитание по типу «золушки». Нежелательный ребенок, например. Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.
Гипопротекция
Потворствующая: ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
Доминирующая: за ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода- необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.
Жестокое обращение
На первый план выходит эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности.
Противоречивое воспитание
Резкая смена приемов воспитания. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному- и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
ТИПЫ ДИСГАРМОНИЧНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРИЗНАКИ ПОТВОРСТВУЮЩЕЙ ГИПЕРПРОТЕКЦИИ | ПРИЗНАКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ГИПЕРПРОТЕКЦИИ |
1.ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ. | 1.СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ МНОГО ЗАМЕЧАНИЙ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕБЕНКА. |
2.РЕБЕНКУ УДЕЛЯЮТ МНОГО ВРЕМЕНИ И СИЛ. | 2.МНОГО КОНТРОЛЯ. |
3.У РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛЮБВИ. | 3.ВОСПИТАНИЕ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ: «ТЫ СДЕЛАЛ ХОРОШО, НО МОГ БЫ СДЕЛАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ». |
4.РЕБЕНОК ВОСПИТЫВАЕТСЯ ПОД «КОЛПАКОМ ТРЕВОГИ» | 4.МНОГО ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕБЕНКА. |
5.ЧРЕЗМЕРНАЯ ЗАБОТА О РЕБЕНКЕ. | 5.У РЕБЕНКА БОЯЗНЬ ОСВАИВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ. |
6.УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ ВСЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПРЕТЕНЗИИ РЕБЕНКА. | 6.РОДИТЕЛИ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТ ГЛАГОЛЫ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ : «ДОЛЖЕН», «ПОЛОЖЕНО» И Т.П. |
7.ТРЕБОВНИЯ К РЕБЕНКУ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ. | 7.У РЕБЕНКА НЕУСТОЙЧИВАЯ САМООЦЕНКА. |
ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ | ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТВЕРЖЕНИЯ |
1.У РЕБЕНКА МНОГО ОБЯЗАННОСТЕЙ И НАГРУЗОК, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВОЗРАСТУ. | 1.РЕБЕНКУ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ МНОГО ТРЕБОВАНИЙ. |
2.РЕБЕНКУ УДЕЛЯЕТСЯ МНОГО ВРЕМЕНИ, СИЛ И ВНИМАНИЯ. | 2.ОТ РОДИТЕЛЕЙ МОЖНО УСЛЫШАТЬ ФРАЗЫ ТИПА: «КАК ТЫ МНЕ НАДОЕЛ» ИТ.П. |
3.РЕБЕНКУ ПРЕЪЯВЛЯЮТСЯ ЧРЕЗМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. | 3.МНОГО ЗАПРЕТОВ. |
4.ТРЕВОЖНО-МНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ РЕБЕНКА. | 4.РЕБЕНКУ УДЕЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ,СИЛ, ВНИМАНИЯ. |
5.РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ СПОНТАННО ИГРАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ. | 5.МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ПОДЧЕРКНУТАЯ ЗАБОТА, УТРИРОВАННОЕ ВНИМАНИЕ. |
6.РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ РЕБЕНКА. | 6.ЖЕСТОКИЕ НАКАЗАНИЯ. |
7.У РЕБЕНКА НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. | |
ПРИЗНАКИ ГИПОПРОТЕКЦИИ | ПРИЗНАКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ |
1.НЕРЕГУЛЯРНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. | 1.ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ХАРАКТЕРНА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ СТРОГИХ НАКАЗАНИЙ. |
2.РЕБЕНОК НЕ ПОЛУЧАЕТ ПООЩРЕНИЙ. | 2.РЕБЕНКУ УДЕЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ, СИЛ,ВНИМАНИЯ. |
3.РЕБЕНОК НЕ ПОЛУЧАЕТ НАКАЗАНИЙ. | 3.ЧРЕЗМЕРНОСТЬ САНКЦИЙ. |
4.НЕУСТОЙЧИВЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ У РЕБЕНКА. | 4.ЧРЕЗМЕРНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА. |
5.РЕБЕНКУ УДЕЛЯЕТСЯ МАЛО ВРЕМЕНИ, СИЛ И ВНИМАНИЯ. | 5.НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬРЕБЕНКА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОНТАКТЕ С РОДИТЕЛЯМИ. |
6.ИГНОРИРУЮТСЯ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА. | 6.НЕГАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА. |
7.ТРЕБОВАНИЯ К РЕБЕНКУ НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ. | 7.ПОДЧЕРКИВАНИЕ СХОДСТВА РЕБЕНКА С НЕЛЮБИМЫМ РОДСТВЕННИКОМ. |
Причины дисгармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности родителей. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Ребенок дошкольного возраста реагирует на неблагополучие в семейных отношениях невротическими реакциями, перерастающими со временем в невротическое состояние. Поэтому так важно найти ответ на актуальный вопрос: «Как помочь детям при дисгармонии в семейных отношениях». Накопление проблем в воспитании оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма. Дети конфликтны со сверстниками, не дисциплинированы, демонстративны, грубы в отношениях с взрослыми, плаксивы. Решать возникшие трудности воспитателям групп приходится ежедневно. Как понять, что ребенок нуждается в более пристальном внимании со стороны взрослых, а в некоторых случаях в помощи со стороны педагога-психолога.
Отметим примерные ориентиры, на которые педагог может опираться при оценке психического состояния дошкольника.
1.В случае семейного конфликта ребенок в беседе указывает на частые ссоры, демонстрирует конфликтные взаимоотношения в рисунке и игре «семья».
2.Ребенок отмечает неудовлетворенность своими отношениями в семье. Сибс-конфликты, отсутствие внимания со стороны взрослых.
3.Ребенок дерзит, грубит некоторым членам семьи, ему свойственны негативизм и непослушание.
Наблюдая за игровыми действиями ребенка, можно увидеть реальные переживания, личностный смысл переживаемых событий, отношение к родительскому стилю воспитания, моральным ценностям семьи. Игра позволяет ребенку переработать все накопившиеся чувства обиды, злости, раздражения. Действия свои дети могут сопровождать агрессивностью, демонстративностью и грубостью. Порой наоборот, становятся замкнутыми и плаксивыми. Чтобы воспитатель мог эффективно взаимодействовать с такой категорией детей, он должен знать причины такого поведения детей.
Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делаются замечания …
2.Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течении всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает»
3.Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на своих родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(он у бабушки или в больнице), или родители больше внимания уделяют младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
4.Потеря веры в собственный успех.
Может случится, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Проблемы в семье приводят к вызывающему поведению ребенка в детском саду. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Не чего стараться, все равно ничего не получится». Это - в душе, а поведением он показывает: «мне все равно…», «Пусть буду плохим…» Всякое серьезное нарушение поведения - это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам «Мне плохо! Помогите!»
Понимая причины поведения детей, мы, педагоги ДОУ должны помочь ребенку справиться со своими чувствами и эмоциями и принять ребенка таким, какой он есть. Дети, настроение которых отличается неустойчивостью, требуют особого подхода. Эти дети часто в миноре, даже самые ничтожные причины могут огорчить их и вызвать слезы. И хотя их чувства не выражаются бурно, они чутко реагируют и на тон воспитателя, и на его настроение. Они особенно нуждаются в добром слове, ласке и внимании. А поощрение для них равно эликсиру, вызывающему хорошее настроение.
Детям робким, неуверенным в своих возможностях, с трудом вливающимся в общество сверстников, воспитатель старается внушить уверенность: подбадривает на занятиях, дает посильные поручения, хвалит за удачно выполненное задание, ставит в пример. Это как раз те дети, которые меньше всего досаждают воспитателям своим поведением и по этой причине зачастую выпадают из поля зрения. При излишней строгости у них еще больше развивается застенчивость, которая может перейти в замкнутость.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными и замкнутыми детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо каждый день проводить целенаправленную работу: давать ребенку ежедневную возможность быть хоть на минутку в центре внимания, отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»). Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.
В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик - семицветик», вырезанный из картона. В центре цветка - фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними.
Особенно эффективным средством в работе с тревожными и замкнутыми детьми по повышению их самооценки является театрализованная деятельность. Дети с удовольствием берут на себя разные роли, за маской героя они начинают чувствовать себя более уверенно и решительно. Очень полезно применять в работе с такими детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают большую тревогу ребенка (например, боюсь уколов), в этих играх роль ребенка может исполнять кукла, а роль доктора - ребенок. Желательно при работе с этой категорией детей использовать игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, занятия спортом. И самое главное - быть последовательным в своих действиях , доверять и поддерживать ребенка.
Если тревожные и замкнутые дети не доставляют воспитателям массу хлопот, то этого нельзя сказать о чрезмерно возбудимых, неуравновешенных, подвижных детях! Они вездесущи, как солнечные зайчики. Шумные игры им больше по душе, чем требующие тишины, выдержки. Они легко входят в контакт с взрослыми и сверстниками, зато и зачинщиками конфликтов чаще бывают именно они. Воспитатель обязан помнить, что плохих детей нет, отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Недопустимо, чтобы ребенок постоянно слышал: «Плохо себя ведешь!», «Это опять твои проделки!», «Все расскажу маме!». Нельзя забывать при этом об одной особенности дошкольника – внушаемости. А подобные замечания невольно внушают ребенку, что он неисправим. Вот почему лучше подчеркивать положительные поступки и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка нравственных качеств, чувства собственного достоинства.
Таким образом, стиль родительского поведения, родительские установки влияют на формирование личности дошкольника, социально-эмоциональное развитие. Поэтому так важно воспитателям ДОУ обладать не только психолого-педагогическими знаниями, но и уметь их использовать в работе с дошкольниками и родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.
Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...
Опыт работы по теме "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника"
Материал содержит описание опыта работы по данной теме, его актуальность, цели, задачи, диагностику полученных результатов....
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...
Влияние стиля родительского воспитания на развитие способностей ребёнка
В материале описаны основные стили родительского воспитания, прослежена взаимосвязь их с развитием способностей детей....
Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка» по курсу «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДОО» в рамках каскадной модели повышения к
План конспект проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка»...
«Влияние Благотворительности на социально-гуманитарное развитие личности дошкольника»
Добро, согласно Большому энциклопедическому словарю, — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Являясь антонимом понятия зла, озн...
Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка с ОВЗ
В статье рассматривается вопрос об особенностях влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка. Описано, что участие родителей в развитии ребенка имеет значительное влияние. Акцент...