Практикум для родителей "Использование дидактических игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сахарова Светлана Юрьевна

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая позволяет познакомить родителей с понятием дидактических игр и способами их организации в домашних условиях, с целью развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_roditeley.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей «Использование дидактических игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие мелкой моторики и научить их использовать с детьми в домашних условиях.

Вступительная часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с Вами уже говорили, насколько важно начинать развитие мелкой моторики с раннего возраста. Напомню, что мелкую моторику можно развивать при выполнении пальчиковой гимнастики, а также, в изобразительной деятельности: лепке, рисовании, аппликации.

Но есть еще одно средство развития мелкой моторики, которое, на мой взгляд, является самым эффективным именно для детей раннего возраста – дидактические игры с предметами. Чтобы было понятно, что же такое дидактическая игра, мы сейчас поиграем.

Родители объединяются в группы за круглым столом.

У первой группы на столе шнурки и  детали для нанизывания.

У второй группы – пуговицы и два контейнера

У третьей группы фасоль двух видов: белая и темная, коробки от конфет с ячейками.

У четвертой группы - модели животных (картон) без каких либо частей тела и цветные прищепки.

У пятой группы – маленькие пластиковые бутылки с цветным карандашом внутри цветные крышки.

Практическая часть

Дидактическая игра «Собери бусы»

Задание для первой группы. Соберите бусы красного  цвета.

Родители выполняют задание.

Сейчас вы играли в игру, у которой было правило: бусы должны быть красного  цвета. Я как педагог, закрепила у вас умение различать красный цвет. Вы выполняли игровое действие – нанизывали детали на шнурок, которое способствует развитию мелкой моторики. Это  и есть дидактическая игра.

В игре «Собери бусы» могут быть и другие правила, например, нанизывать детали, чередуя по цвету,  размеру или форме.

Как Вы думаете, кроме мелкой моторики, что еще будет развиваться у детей в процессе такой игры? (внимание, мышление, память). А это значит, что дидактические игры очень полезны для развития детей.

А если дома нет игры – шнуровки, что Вы сможете использовать вместо деталей? (макароны). При желании их можно покрасить.

Игры с макаронами

1.«Собери бусы»

Дайте ребенку тонкий шнурок и предложите собрать бусы либо из одинаковых макарон, либо чередуя разные макароны, например, перья и рожки, либо большие рожки и маленькие рожки.

2.«Разложи по баночкам»

Дайте ребенку две баночки и предложите разложить ракушки  в одну баночку, а рожки в другую.

3. «Спрячь мышкины запасы»

Дайте, ребенку пустую ячейку от яиц с крышкой, насыпьте на стол макароны разных видов и попросите ребенка сложить в ячейки макароны одного вида, или чередуя разные макароны.

Дидактическая игра «Разложи пуговицы по коробочкам»

Задание для второй группы. Разложите большие пуговицы в одну коробочку, а маленькие – в другую. В этой игре дети могут учиться различать понятия «большой» - «маленький». А какие еще правила могут быть в этой игре?

Игры с пуговицами

1.«Разложи по цвету» Предложите детям пуговицы разных цветов.

2.«Разложи по размеру» Предложите детям пуговицы двух размеров.

3.«Разложи по форме». Предложите детям пуговицы двух видов.

Дети могут складывать пуговицы в баночки, ячейки из - под яиц, конфет.

4.«Выложи дорожку» Предложите детям выложить разные дорожки: красную и желтую, например.

5.«Какая пуговка спряталась?» Возьмите четыре одноразовых стаканчика. На дно стаканчиков положите кружки из картона разных цветов.  В каждый,  положите по пуговице разных цветов. Составьте стаканчики один в один. Предложите ребенку найти пуговку. Спросите, какого она цвета. Ребенок будет разъединять стаканчики, и доставать пуговку.

Потом предложите ребенку самому спрятать пуговку.

Вместо макарон можно использовать фасоль.

Дидактическая игра «Сложи конфетки в коробочку»

Задание для третьей группы. Разложите фасоль – конфетки в коробку. В одном ряду шоколадные конфеты, в другом – молочные.

Игры с фасолью

1.«Сложи конфетки в коробочку»

2.«Помоги мышке разложить запасы» Используйте баночки, тарелочки, ячейки.

3.«Выложи картинку» Покажите ребенку, как можно выложить из фасоли дорожку, солнышко, елочку, облачко. Для этой игры можно нанести толстым слоем восковый пластилин на картон и выкладывать разные изображения.

У каждого дома найдутся прищепки. Оказывается можно играть и с ними. Но лучше, если они будут цветными.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Задание для четвертой подгруппы. Посмотрите на фигурки, угадайте, чего не хватает, и пристегните на это место прищепку. Как видите, можно распечатать картинки на цветном принтере, вырезать из старых книг, приклеить их на картон и играть. Вы не только будете развивать мелкую моторику, но и знакомить детей с частями тела животных, видом некоторых овощей: лук, свекла, морковь, репа

Игры с прищепками

1.«Чего не хватает?»

2. «Подбери цветочку лепестки». Вырежьте из картона круги разных цветов и покажите, как сделать цветок.

3. «Исправь ошибку». Сделайте желтое солнышко (круг из картона) с красными лучиками, спросите, бывает ли такое солнышко? Предложите поменять лучики. Вместо солнышка, может быть тучка, может быть синяя морковка или лук с красной ботвой.

Дидактическая игра «Спрячь карандаш»

Задание для пятой подгруппы. Посмотрите, какого цвета карандаш в вашей бутылочке, подберите к ней крышку и закройте. Можно предложить ребенку самому разложить карандаши по бутылочкам и подобрать крышки.

Игры с крышками

1.«Спрячь карандаш»

2.«Разложи крышки по баночкам». Подберите баночки с крышками разных цветов и предложите разложить крышки. Крышки можно раскладывать в ячейки.

3. «Сделай картинку» Можно использовать пластилиновый фон или раскладывать крышки на столе. Из крышек можно сделать гусеницу или цветочки. На пластилине можно нарисовать стекой крону дерева и предложить ребенку украсить ее красными или желтыми яблочками.

Для игр с крышками можно сделать пособие.

Мастер класс по изготовлению пособия

Возьмите коробочку от мужской туалетной воды и два горлышка от пластиковых бутылок. Сделайте в коробке два отверстия под горлышки. Вставьте горлышки в коробку, чтобы они оказались снаружи. Обклейте коробку. Сделайте аппликации на картоне размером с коробку и с отверстиями под горлышки: цветы, кораблик, машину, бабочку, елочку и пр. Меняя фон, вы сможете играть с ребенком в разные игры.

Рефлексия

Сегодня Вы узнали, как можно с пользой использовать подручные простые материалы для развития мелкой моторики, без особых материальных затрат. Если Вы проявите немного творчества, уделите немного времени для изготовления пособий, Ваш малыш с пользой будет проводить время с Вами на кухне, не доставляя Вам особых хлопот.

А теперь Мне бы хотелось узнать,  какие эмоции Вы сейчас испытываете. Если Вы считаете, что пришли сегодня,  не зря, Вам понравилась наша встреча, то нарисуйте смайлик улыбка.  А если Вы разочарованы, ничего полезного сегодня не узнали, то нарисуйте смайлик – разочарование.

Родителям раздается листок и ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...

Семинар - практикум для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Цель: Знакомство родителей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования»

еминар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования» для воспитателей групп раннего возраста...