Консультация "Лепка из глины во второй младшей группе"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
В этой статье рассказывается о лепке из глины, о способе её приготовления, о приёмах лепки во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_iz_gliny.docx | 297.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепка из глины во второй младшей группе
Лепка – увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако, долгое время пластилин и глина остаются в руках ребёнка материалом для изображения предельно простых предметов «лепёшек», «конфеток» - и только.
Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребёнок должен найти какие-то способы, приёмы. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приёмы работы с ними, с тем, чтобы дети научились лепить, передавая в этом материале предметы окружающего мира, выражать своё отношение к этому миру, к его явлениям.
Для того, чтобы научить ребёнка лепить, взрослый, прежде всего, должен научиться этому сам. Он должен показать ребёнку простейшую исходную форму для того или иного изображения, затем научить его находить эту форму самостоятельно, показать экономные пути лепки, необходимую последовательность в работе, способы соединения частей предмета, научить находить самостоятельно эти пути и способы в процессе работы.
Материалом для лепки является глина – продукт разрушения горных пород. Она бывает разных цветов, что зависит от красящих веществ, которые входят в её состав. Кроме того, в ней имеются смола, воск, растворимые соединения железа. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много – её называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя – она рассыпается.
Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты жирной глины встречаются вблизи рек и ручьёв. Поэтому глину нужно искать летом.
Как же приготовить глину к занятиям?
Приготовление глины
Прежде всего, сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают с ненужными детскими работами, если они не подверглись обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), нужно промешать её палкой и, долив воды, хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто (в подготовительной группе эту часть работы могут выполнить дети).
Если глину передержали в соде, она стала жидкой и сильно прилипает к рукам, нужно истолочь в порошок несколько сухих комков и, размешивая добавлять к глине до получения нужной консистенции.
Обработанную таким образом глину надо положить в полиэтиленовую плёнку, затем плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ёмкость. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.
Бывает так, что глина засорена кусками древесины, камнями или металлическими частицами. В таком случае глину «отмучивают». Делают это следующим образом: глину дробят молотком, помещают в сосуд и заливают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса. Затем берут другой сосуд и сливают в него содержимое первого сосуда, пропуская всю массу через сито, решето, а лучше всего – через эластичную ткань. Весь мусор, оставшийся в ткани или в решете, выбрасывают, а массу ставят в тёплое место выпариваться. Процесс отмучивания длиться долго, поэтому проводить его лучше летом.
Если после лепки осталось большое количество глины, и вы хотите сохранить её в готовности до следующего занятия, нужно скатать её в один шарообразный комок и завернуть в плотную мокрую тряпку. Чтобы тряпка не высыхала, её следует ежедневно смачивать. Положите глину в тряпке на небольшой поднос или тарелку и следите, чтобы на дне после смачивания тряпки оставалось немного воды. Высыхая, тряпка постепенно впитывает эту воду. При длительном хранении заготовленной глины тряпку нужно раз в неделю хорошо промывать.
Если глина заготовлена для утреннего занятия накануне вечером и лежит на подносах в скатанных комочках, её следует накрыть на ночь мокрой тряпкой.
Нельзя держать заготовленную в комках глину на фанерных дощечках: за ночь дерево впитает в себя воду из мокрых комков. Фанера расклеится, расслоится, потрескается при высыхании и дощечки выйдут из строя. Комки глины на дощечках подсыхают и становятся негодными к употреблению.
Для лепки лучше использовать жирные сорта белой и серой глины, однако при отсутствии этих сортов можно использовать и более тёмные сорта – жёлтую и красную.
Глину нужно проверять на годность. Размесив её до необходимой для лепки консистенции, нужно скатать комок в столбик и медленно согнуть в баранку. Хорошая, достаточно жирная глина не даёт трещин, или даёт мелкие, едва заметные трещинки, которые легко замазать пальцем. Плохие сорта дают глубокие трещины, разломы. Из такой глины детям будет очень трудно лепить, и такие сорта лучше не употреблять.
Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Не следует мокрые изделия ставить в печь или класть в духовку, так как, высыхая слишком быстро и неравномерно, глина трескается, разваливается на части. Лучшая сушка – воздушная.
Для большей крепости готовых изделий из глины их иногда можно подвергать обжигу, особенно те, которые дети впоследствии употребляют в игре.
Приёмы лепки, используемые во второй младшей группе.
При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приёмы работы.
Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе только основное, необходимое.
С первых занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук – обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.
Приём «раскатывания» - дети раскатывают комок глины продольными движениями ладоней для получения удлинённых форм (палочка, колбаса, карандаш, сосиски и т.д.)
Приём «скатывания» - дети скатывают комок глины кругообразными движениями ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики и т.д.)
Движения, образующие шар, более сложны, тут понадобятся координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком принял округлую форму (а не овальную или расплющенную).
Приём «расплющивание» - дети расплющивают между ладонями шарообразные формы (лепёшки, котлеты, блины, оладья).
Приём «свёртывание, сгибание» - дети сгибают столбики (палочки), соединяя концы, в колечки, бублики, баранки.
Приём «закручивание, сплетение» - дети учатся закручивать (сплетать) длинные палочки в сдобы, крендельки, косички, улитки.
Приём «вдавливания» - при этом приёме идёт сложная работа пальцами – нажим пальцем на глину с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные)
Приём «печатание» - оставлять следы на глине дети могут с помощью дополнительных материалов (стеки, спички, колпачки от фломастеров, одноразовые вилки, расчёски, печатки и т.д.)
Приём «скатывание мелких шариков с помощью пальцев» - дети отщипывают пальцами кусочки глины от цилиндрической формы и скатывают мелкие шарики (вишни, сливы, яички, витаминки).
Приём «лепка предметов из нескольких частей» - дети лепят более сложные предметы из 2-3 частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрёшку, девочку в шубке и др.)
Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомыми предметами (фрукты, овощи, ягоды и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
познакомить детей со свойствами песка, глины; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, ...
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
познакомить детей со свойствами песка, глины; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, ...
конспект занятия по лепке"Птички-невелички" во второй младшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности ...
НОД по художественно - эстетическому развитию (лепка). Конспект занятия во второй младшей группе. Тема: «Большие и маленькие птицы на кормушке».
Программные задачи:· продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц;·...
Конспект занятия лепка,тема " снеговик" во второй младшей группе
Цель: учить детей передавать образ снеговика пластическим способом (из солёного теста).Задачи: воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику пальцев ру...
Конспект итогового занятия по лепке за 2 квартал вторая младшая группа №1 «Друзья для снеговика»
Конспект итогового занятия по лепке за 2 квартал вторая младшая группа №1 «Друзья для снеговика»...
Конспект ОД по лепке "Цыплята гуляют" во второй младшей группе
Материал предназначен для воспитателей детских садов....