Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников с нарушением зрения
статья на тему
В материале описаны формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_s_semey.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Е.Леонтьева
учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад № 82
компенсирующего вида
Невского района
Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников с нарушением зрения
В дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения в работе учителя-дефектолога и воспитателя прослеживается тесная взаимосвязь не только во время образовательного процесса, проведения режимных моментов и досугов, но и при взаимодействии с родителями наших воспитанников. Среди детского контингента встречаются дети с тяжелой зрительной патологией, но чаще, с патологией средней и легкой степени. Таким детям требуется особый подход, особые приемы и методы воспитания и развития. Многие родители детей с особыми возможностями здоровья недооценивают важность семейного воспитания, тем самым, замедляя или блокируя процесс развития ребенка, что обусловливает необходимость организации системы работы с родителями в специальном коррекционном образовательном учреждении. Родители наших воспитанников - это специфический контингент, требующий особого внимания и подхода. Среди них встречаются те, кто не замечает и не принимает зрительный дефект своего ребенка, есть такие, которые слишком опекают своего ребенка и стараются сделать все за него, не понимая, что в конечном итоге они не смогут прожить жизнь своего ребенка за него. Есть и адекватные родители, вполне осознающие проблему и стремящиеся сделать все возможное и даже невозможное для полноценного развития своего ребенка. Необходимо учитывать все эти особенности при общении с родителями своих воспитанников и использовать индивидуальный подход при общении с ними. Ненавязчиво, деликатно, подходить к решению той или иной проблемы.
Цель данного вида взаимодействия: показать родителям как хорошо быть не рядом с ребенком, а вместе с ним. И одна из основных задач - это помочь родителям интересно и полезно проводить время с ребенком с нарушением зрения, научиться его понимать и принимать таким, какой он есть.
На начальном этапе необходимо определить систему работы с семьей, направленную на формирование педагогической компетенции родителей, адекватности понимания ими уровня развития и достижений детей. Система включает в себя: консультирование родителей, игры-задания, совместные проекты, мастер классы, участие родителей в играх с детьми в детском саду и дома.
Необходимо приглашать родителей в разные режимные моменты понаблюдать за действиями педагога и ребенка. Сначала это будут пассивные наблюдения, затем появится заинтересованность, переходящие в активную стадию включенности в совместную деятельность.
Для родителей можно разработать серию консультаций в виде папок-передвижек на тему «Дело было вечером, делать было нечего???»: «Мамин помощник», «Мы играем», «Мы читаем» и другие, в которых предложены, доступные по возрасту детей виды деятельности, игр, упражнений или трудовых навыков. Для привлечения внимания родителей можно использовать фотографии детей.
Современные родители очень часто забывают о детской книге, о том, что книга имеет информационное значение, способствует эстетическому, речевому развитию, приобщает ребенка к мировой литературе. Чтобы заинтересовать детей и родителей в группе можно создавать книги своими руками, каждый ребенок делает свою страничку к этой книге. И потом она будет стоять на полке, вместе с другими книжками. А родителям будет интересно посмотреть на творение своего ребенка. Можно организовать совместный поход в библиотеку воспитателя, учителя-дефектолога и родителей с детьми. А мама на полке найдет свою любимую детскую книгу, рассмотрит ее со своим ребенком, сделает свои комментарии и послушает мнение своего ребенка, такие моменты бесценны. И как результат: родители вместе с детьми сделают в группу прекрасные книжки своими руками, да еще и с коррекционной направленностью.
Ни для кого не секрет, что большинство современных детей с ранних лет знают и умеют пользоваться компьютером, планшетом, маминым телефоном. И если это действительно так, то почему бы не использовать это в нужном направлении? А именно - коррекционная работа в домашних условиях.
Поэтому можно разработать игры-занятия по разным дидактическим темам. На соотнесение изображений в разной модальности, на соотнесение по форме, цвету или величине, на развитие мышления и аналитико-синтетической деятельности, на развитие навыков ориентировки и пространственной ориентации. Данные игры- занятия предоставляются в свободное пользование родителям для развития зрительного восприятия и зрительных функций дома.
На этом мы не останавливаемся, для ребенка важно общение «глаза в глаза», «из рук в руки», создавая у ребенка ощущение, что он не один. Для этого мы, можно приглашать родителей на мастер классы, где они увидят приемы работы по использованию народного фольклора (песенки-потешки, пестушки, шутливые песенки, приговорки), и детскими народными играми. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры позволяют доставить ребенку радость и учить ребенка жизни не научая его. И родителям это общение через народные игры доставляют не меньше радости.
Современные девочки мало играют в куклы. Это большая проблема современного общества. Мамы покупают дочкам не куклу-ребенка, за которым надо ухаживать: мыть, одевать, кормить, пеленать, укладывать спать, укачивать, а куклу-потребителя. Для родителей можно провести мастер класс «Сделай куклу своими руками» и консультации «Игры с куклой», «Народная кукла». Видеозапись мастер класса можно разместить в группе Вконтакте и не сомневайтесь, родители откликнутся и сделают кукол для своих детей, которые так же могут принять участие в изготовлении куклы. Эти куклы поселятся в кукольном уголке. Дети с большой гордостью будут, рассказывают о том, как они с мамой ее делали.
Для родителей и детей можно сделать видеопортфолио воспитанника. Дома, просматривая фильм, ребенок будет рассказывать родителям о том, кто его друзья, во что он играет, что ест, чем занимается. Для знакомства родителей с работой учителя-дефектолога родителям к просмотру предлагается фильм, который можно посмотреть во время проведения родительских собраний и консультаций.
Надеемся, что хотя бы один предложенный вид работы заинтересует, привлечет внимание каждого родителя. И тогда, если ребенок получает удовольствие от общения с родителями, от совместных игр, общих дел, чувствует, что его любят, то и сам начинает испытывать к родителям более теплые чувства, да и сами родители получают от этого не меньше радости и позитива. Дети и родители учатся понимать и ценить друг друга. Это и есть цель взаимодействия: научить быть не рядом, а вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Особенности организации конструктивной деятельности с воспитанниками с нарушениями зрения
Консультация для воспитателей группы компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. рассмотрены вопросы: особенности конструктивной деятельности дошкольников; коррекционные задачи на занятиях по...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей воспитанника с нарушением речи
Традиционные и новые формы работы с семьей воспитанника, имеющего речевые нарушения....
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Дети, имеющие нарушение зрения испытывают больше трудностей, чем нормально видящие дети. Дети с нарушением зрения развиваются, особенно, в отличие от здоровых сверстников. Это связано с тем, что недос...
Перспективный план взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников с нарушением зрения. (декабрь месяц)
Перспективный план взаимодействия специалистов с семьями воспитанников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с Нарушением зрения(Слабовидящие)...