Консультация "Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи"
консультация по теме

Консультация для родителей "Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_k_literature_i_folkloru.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т. Теплова муниципального района Сызранский Самарской области

  1. КОНСУЛЬТАЦИЯ
  2.  для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему             «Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи»

Воспитатель: Лазарева Надежда Ивановна

2016 г.

Консультация

для родителей детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Приобщение детей к  художественной литературе

и фольклору в условиях семьи»

                                                                                       «Чтение-это окошко, через                

которое дети видят и познают мир и самих себя»

                                                                                                           Сухомлинский В.А.

        Значение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка весьма велико. Прежде всего, это воспитательное, познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладывают основу детского мировоззрения. На важность приобщения ребенка к детской литературе и красоте художественного слова указывали многие психологи и педагоги, такие как К.Д. Ушинский,  Л.С. Выготский,  А.А. Леонтьев и другие. На современном этапе развития дошкольного образования воспитатели продолжают работу по данному направлению. Образовательный  процесс ведётся в  соответствии условий реализации ФГОС ДО. Восприятие художественной литературы и фольклора является одним из видов детской деятельности и относится к  художественно-эстетическому развитию. Дошкольное образование предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства,  мира природы; формирование восприятия художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественного произведения.  В условиях семьи  родителям также необходимо приобщать детей среднего дошкольного возраста к словесному искусству. С этой целью, прежде всего, нужно организовать небольшой книжный уголок, приобрести детскую литературу, соответствующую возрасту ребёнка. Если родители затрудняются или сомневаются, в этом случае можно обратиться к воспитателю группы, которую посещает ваш ребёнок. При подборе художественной литературы нужно учитывать принцип «от простого к сложному», кроме того, необходимо обратить внимание на художественное оформление иллюстраций, на познавательно-нравственную сторону детского произведения.

В условиях семьи родители должны создать детям комфортную обстановку, способствующую проявлению живого интереса к книге. Чтение художественной литературы часто вызывает у детей сильные чувства, переживания, помогают родителям «докопаться до родника живой воды, что таится на дне детской души». Ребёнок дошкольного возраста любит играть,  использование настольного  театра способствует формированию интереса к художественной литературе. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей.

 Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создать радостное настроение, установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, способствует пополнению запаса знаний и сведений об окружающем.  С помощью вопросов необходимо  вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения: « Как называется? Что понравилось?  Кто главный герой? Хорошо поступил или плохо?».

Дети четырёх лет должны уметь самостоятельно проигрывать русские народные сказки. Фольклор- наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны, необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

    Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям.

Родители должны:  

- продолжать приучать ребёнка внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- помогать ребёнку правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его       героям;

- зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению;

-  продолжать работу по формированию интереса к книге, к слову;

- предлагать вниманию ребёнка иллюстрированные издания знакомых произведений;

- объяснить, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации;

- познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым,  Е. Чарушиным.  

При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Иллюстрации помогают ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияют на нравственное воспитание детей. Родители в условиях семьи обязаны приучить ребёнка  более бережно относиться к книге, подвести к пониманию, что нельзя рвать  страницы, закрашивать иллюстрации, но если всё-таки это происходит,  то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания такой факт, нужно поговорить с ребёнком и объяснить ему, что он поступил очень плохо.

Нельзя оставлять без внимания произведения поэтов и писателей России: Е. Баратынский «Весна, весна!»; И. Бунин «Листопад»; С. Есенин « Поёт зима, аукает…»;  А. Фет « Мама! глянь-ка из окошка…» и другие.  Литературные сказки  К. И. Чуковского «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон»;  Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича»; М. Горький «Воробьишко»; В. Бианки «Первая охота»; Э. Мошковская «Вежливое слово» и другие.

Кроме того,  детей четырёх лет необходимо знакомить с произведениями поэтов и писателей разных стран: Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»; Л. Берг «Пит и воробей»; Х. К. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; «Гадкий утёнок» и другие.

Очень большое значение имеет пересказывание детьми художественного произведения, а так же заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений. Систематическая и целенаправленная работа непременно приведёт к положительным результатам, к пяти годам ребёнок вполне самостоятельно сможет:

- высказать желание послушать определённое литературное произведение;

- с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;

- назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение;

- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;      

- осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение? Кто главный герой? Какой отрывок прочесть ещё раз?» и так далее.

 Одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт родителей с воспитателем группы, которую посещает ребёнок. Мамы и папы должны не только приводить и вовремя забирать ребёнка, а также принимать активное участие в подготовке и проведении открытых мероприятий, обязательно посещать родительские собрания, прислушиваться к рекомендациям педагога, только благодаря совместным усилиям можно добиться положительных результатов.

Таким образом, формирование родителями в условиях семьи восприятия художественной литературы и фольклора, имеет огромное значение,  является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.        

Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? Какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей 2 – 3 лет.

        Таким образом, могу с уверенностью сказать, что в ходе организации восприятия художественной литературы и фольклора нам удалось достичь положительных результатов:  дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки, принимать участие в драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".

Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР

Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР...