Консультация "Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи"
консультация по теме
Консультация для родителей "Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_literature_i_folkloru.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
- СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т. Теплова муниципального района Сызранский Самарской области
- КОНСУЛЬТАЦИЯ
- для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему «Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи»
Воспитатель: Лазарева Надежда Ивановна
2016 г.
Консультация
для родителей детей среднего дошкольного возраста.
Тема: «Приобщение детей к художественной литературе
и фольклору в условиях семьи»
«Чтение-это окошко, через
которое дети видят и познают мир и самих себя»
Сухомлинский В.А.
Значение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка весьма велико. Прежде всего, это воспитательное, познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладывают основу детского мировоззрения. На важность приобщения ребенка к детской литературе и красоте художественного слова указывали многие психологи и педагоги, такие как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и другие. На современном этапе развития дошкольного образования воспитатели продолжают работу по данному направлению. Образовательный процесс ведётся в соответствии условий реализации ФГОС ДО. Восприятие художественной литературы и фольклора является одним из видов детской деятельности и относится к художественно-эстетическому развитию. Дошкольное образование предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественного произведения. В условиях семьи родителям также необходимо приобщать детей среднего дошкольного возраста к словесному искусству. С этой целью, прежде всего, нужно организовать небольшой книжный уголок, приобрести детскую литературу, соответствующую возрасту ребёнка. Если родители затрудняются или сомневаются, в этом случае можно обратиться к воспитателю группы, которую посещает ваш ребёнок. При подборе художественной литературы нужно учитывать принцип «от простого к сложному», кроме того, необходимо обратить внимание на художественное оформление иллюстраций, на познавательно-нравственную сторону детского произведения.
В условиях семьи родители должны создать детям комфортную обстановку, способствующую проявлению живого интереса к книге. Чтение художественной литературы часто вызывает у детей сильные чувства, переживания, помогают родителям «докопаться до родника живой воды, что таится на дне детской души». Ребёнок дошкольного возраста любит играть, использование настольного театра способствует формированию интереса к художественной литературе. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей.
Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создать радостное настроение, установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, способствует пополнению запаса знаний и сведений об окружающем. С помощью вопросов необходимо вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения: « Как называется? Что понравилось? Кто главный герой? Хорошо поступил или плохо?».
Дети четырёх лет должны уметь самостоятельно проигрывать русские народные сказки. Фольклор- наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны, необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.
Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям.
Родители должны:
- продолжать приучать ребёнка внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- помогать ребёнку правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
- зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению;
- продолжать работу по формированию интереса к книге, к слову;
- предлагать вниманию ребёнка иллюстрированные издания знакомых произведений;
- объяснить, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации;
- познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным.
При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Иллюстрации помогают ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияют на нравственное воспитание детей. Родители в условиях семьи обязаны приучить ребёнка более бережно относиться к книге, подвести к пониманию, что нельзя рвать страницы, закрашивать иллюстрации, но если всё-таки это происходит, то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания такой факт, нужно поговорить с ребёнком и объяснить ему, что он поступил очень плохо.
Нельзя оставлять без внимания произведения поэтов и писателей России: Е. Баратынский «Весна, весна!»; И. Бунин «Листопад»; С. Есенин « Поёт зима, аукает…»; А. Фет « Мама! глянь-ка из окошка…» и другие. Литературные сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича»; М. Горький «Воробьишко»; В. Бианки «Первая охота»; Э. Мошковская «Вежливое слово» и другие.
Кроме того, детей четырёх лет необходимо знакомить с произведениями поэтов и писателей разных стран: Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»; Л. Берг «Пит и воробей»; Х. К. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; «Гадкий утёнок» и другие.
Очень большое значение имеет пересказывание детьми художественного произведения, а так же заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений. Систематическая и целенаправленная работа непременно приведёт к положительным результатам, к пяти годам ребёнок вполне самостоятельно сможет:
- высказать желание послушать определённое литературное произведение;
- с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
- назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение;
- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
- осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение? Кто главный герой? Какой отрывок прочесть ещё раз?» и так далее.
Одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт родителей с воспитателем группы, которую посещает ребёнок. Мамы и папы должны не только приводить и вовремя забирать ребёнка, а также принимать активное участие в подготовке и проведении открытых мероприятий, обязательно посещать родительские собрания, прислушиваться к рекомендациям педагога, только благодаря совместным усилиям можно добиться положительных результатов.
Таким образом, формирование родителями в условиях семьи восприятия художественной литературы и фольклора, имеет огромное значение, является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.
Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? Какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей 2 – 3 лет.
Таким образом, могу с уверенностью сказать, что в ходе организации восприятия художественной литературы и фольклора нам удалось достичь положительных результатов: дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки, принимать участие в драматизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".
Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)
Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...
Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...
«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн
laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...
Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР
Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР...