Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР
статья
Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором является одним из целевых ориентиров дошкольного образования, зафиксированном в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. В требованиях ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования психолого-педагогическая работа с детской литературой отражена в таких образовательных областях как «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Содержанием образовательной деятельности на основе детской литературы является знакомство детей с детской книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, целенаправленное восприятие художественной литературы и фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и т.д.
Задачи коррекционно-развивающей работы формулируются следующим образом: становление у дошкольников с ЗПР уверенности в себе; формирование мотивации достижения поставленной цели; развитие умения детей владеть своими эмоциями, сдерживая их негативные проявления (обидчивость, плаксивость, раздражительность и т.д.); развитие и укрепление положительных эмоций по отношению к взрослым и сверстникам; содействие развитию положительных эмоций от проявления интеллектуальной активности; формирование потребности в продуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
Детская художественная литература и фольклор являются для дошкольников эффективным средством социализации. Сказка представляет собой активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка. Эстетическое начало сказки проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении «сказочного мира», романтической окраске событий. Сказочное повествование позволяет пережить детям смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Условный мир сказки дает возможность соучастия в самых невероятных событиях так, как будто они имеют место в действительности. Все это способствует тому, что дети извлекают из сказки жизненную мудрость в увлекательной и понятной для них форме.
Все занятия распределены по трем коррекционно-развивающим направлениям работы:
1) развитие у детей умения замечать и дифференцировать эмоциональные состояния героев литературных произведений.
2) освоение и принятие дошкольниками позитивных моделей инициативного, уверенного поведения, демонстрируемых героями литературных произведений.
3) закрепление навыков позитивного уверенного поведения на занятиях и в повседневной жизни детей.
Занятия были построены на основе русских народной сказок. Дети слушали выразительное чтение сказок педагогом, обсуждали их содержание и анализировали эмоциональные проявления главных героев. Дошкольники принимали участие в мини-драматизациях отдельных фрагментов сказок, где наиболее ярко проявлялись такие черты персонажей как смелость, уверенность, настойчивость и т.д. Наиболее яркие эпизоды текста не только словесно воспроизводятся, но и инсценируются, сопровождаются движениями, музыкой, предметно-практической деятельностью.
Особое внимание обращалось на осознание дошкольниками чувств и переживаний персонажей сказок. Для полноценного и эмоционально окрашенного восприятия художественного произведения детьми с ЗПР необходимы не только его прослушивание, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, пересказ, но и организация предметных и игровых действий.
Использовался и такой приём как изменение финала. Так, в сказке «Колобок» дети придумывают новый конец произведения, где главный герой с помощью своей находчивости и смекалки спасается от лисы. Также на занятиях дети обсуждают те жизненные ситуации, которые складываются в ходе их пребывания в детском саду, и инсценируют некоторые из них.
В своей работе мы также используем художественные произведения для детей, подобранные с учетом следующих критериев:
- эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;
- социально-нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;
- соответствие содержания возрасту детей.
Итоги работы:
• Дети высказывают желание послушать определенное литературное произведение.
• С интересом рассматривают иллюстрированные издания детских книг.
• Могут назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
• С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
• Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз? ».
Художественная литература обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве ...
Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".
Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Лесные обитатели зимой»
Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературойс детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Лесные обитатели зимой»...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»...
Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст
laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...
Доклад на тему: «Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой в средней группе дошкольного возраста»
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литерат...