Фитнес для язычка
консультация на тему

Полозкова Наталья Ивановна

Практические советы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развиваем малыша48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие для родителей «ФИТНЕС ДЛЯ ЯЗЫЧКА»

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

Чем же объяснить, что некоторые дети 4–5 лет страдают недостатками звукопроизношения, и как должна вестись с ними работа, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение?

В чем причины речевых недостатков ребенка? Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.  Большую  роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка:  он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко-и-словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой  аппарат,  он должен четко действовать.

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ГЛАВНЫХ ЧАСТЕЙ:

  1. Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея).
  2. Гортань с голосовыми связками.
  3. Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, рот, нос).

Первая часть речевого аппарата подает струю воздуха, необходимую для образования голоса и звуков речи. Во второй части образуется голос. Третья часть выполняет двойную функцию: она является резонатором, усиливающим звук голоса, в ней образуются звуки речи. Получаются они в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть.  Язык  и  губы  могут  совершать  различные  движения  и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опускаться. Когда мы говорим, мы выдыхаем из легких воздух, который по трахее (дыхательному горлу) проходит в гортань. При обыкновенном дыхании или при произнесении звуков, образуемых без участия голоса, голосовые связки широко раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань. Когда же голосовые связки сближаются или смыкаются, они преграждают путь выдыхаемому воздуху. В этом случае выталкиваемый из легких воздух с силой прорывается между связками и заставляет их дрожать, вибрировать, в результате чего возникает голос.

Если струя воздуха свободно выходит через рот, то, в зависимости от положения языка и губ, определяющих форму ротовой полости, получаются различные гласные звуки, при которых к голосу не примешивается никаких шумов.

В других случаях, когда с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трется о них или разрывает их, отчего получаются шумы. Такие шумы в соединении с голосом или без него образуют  согласные   звуки.

В русском языке имеются шесть гласных звуков: и, э, а, о, у, ы. При произнесении гласных и, э передняя часть спинки языка поднимается вперед и вверх, поэтому они называются передними. При произнесении гласных о, узадняя часть спинки языка (или корень языка) поднимается назад и вверх, поэтому они называются задними. При произнесении гласного ы поднимается средняя часть спинки языка, поэтому он называется средним. При звукеА язык не поднимается. В образовании о, упомимо языка принимают участие губы, которые заметно сближаются и округляются при произнесении этих звуков. Поэтому гласные о, у называются губными, остальные гласные негубные.

Согласных звуков в русском языке значительно больше, чем гласных: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. В зависимости от преграды шум при произнесении согласных получается разный. Если имеется полная смычка, то струя воздуха взрывает эту смычку, отчего получается мгновенный шум, такие согласные называются смычными или взрывными: б, п, д, т, ц, ч, х, к. Звуки м, н, хотя и являются смычными (при м сомкнуты губы, а при н кончик языка прижат к верхним зубам), однако при них воздух свободно выходит через нос благодаря опущенному мягкому нёбу. Они называются носовыми. Если преграда образуется в виде узкой щели, то получается шум от трения воздуха, непрерывно выходящего из гортани, о края этой щели. Такие согласные называются щелевыми: в, ф, з, с, ж, ш, л, х, щ. Если шум получается от дрожания органа, создающего преграду, то такой согласный звукназывается дрожащим: р. В зависимости от того, какой орган действует при образовании преграды, различаются губные (нижняя губа смыкается с верхней губой): б, п, м, в, ф; переднеязычные (кончик языка или передняя часть спинки языка действуют по направлению к верхним зубам или к передней части верхнего неба) д, т, н, ц, ч, з, с, ж, ш, л, р; заднеязычные (спинка языка действует по направлению к мягкому небу): г, к, х.

Звуки ж, ш, ч, щ, по тому, как они воспринимаются на слух, называются шипящими, а   з, с, ц — свистящими.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие — без голоса. Звонкими являются звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Некоторые звонкие и глухие образуют пары: б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с. Звуки л, м, н, р не имеют парных глухих в русском языке, они называются сонорными (звучными). Звуки ц, ч, щ не имеют соответственных звонких.

Многие согласные русского языка могут быть и твердыми,  и мягкими. Сравните лук (л — твердый) и люк (л — мягкий), кон (н — твердый) и конь (и — мягкий). Согласные ч, щ всегда мягкие.

Ребенок может неправильно произносить любой согласный звук, но звуки простые по артикуляции (произношению) нарушаются реже, например: м, н, т, п.

Звуки трудные по артикуляции нарушаются чаще. Шипящие (ш, ж, ч, щ), свистящие (с, з, ц), язычные (р, л). Если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то искажаются и их мягкие парныезвуки сь, зь.

Нарушения звукопроизношения могут проявляться в искажении звуков, в отсутствии или в замене их другими звуками.

Искажение звука — это когда вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке. Например, когда произносится звук Р, дрожит не кончик языка, а маленький язычок, в результате получается так называемый «французский звук».

Отсутствие звука — выражается в его выпадении в начале слова, в середине или в конце (например, вместо ракета — акета, вместо барабан — баабан, вместо топор — топо).

Замена звука — когда заменяется звук другим, который имеется в системе языка.

ВИДЫ СИГМАТИЗМА

Сигматизм бывает следующих видов:

  1. Межзубный сигматизм.

При произнесении свистящих и шипящих звуков кончик языка находится между нижними и верхними резцами.

2.        Губно-зубной сигматизм.

При этом сигматизме свистящие и шипящие звуки произносятся как ф и в (фанки — санки, вук — жук).

3.        Призубный сигматизм.

При произнесении шипящих и свистящих звуков кончик языка упирается в края нижних и верхних резцов, вследствие этого получается: танки-санки, дайка-зайка, туба-шуба, даба-жаба.

4.        Шипящий сигматизм.

Свистящие звуки произносятся как мягкие шипящие (шяхар — сахар, жалоба — жалоба).

5.        Боковой сигматизм.

При таком способе произнесения свистящих и шипящих звуков язьпс поворачивается во рту ребром, один его край поднимается к внутренней стороне коренных зубов, образуется утечка воздуха по боковому краю языка, поэтому слышится неприятный «хлюпающий» звук-

Боковой сигматизм бывает односторонним и двухсторонним.

6.Носовой сигматизм

При таком произнесении шипящих или свистящих звуков (иногда и тех и других) корень языка сильно поднят и смыкается с мягким небом (там, где маленький язычок), воздух проходит частично через нос и слышится звук, похожий на х, с гнусавым оттенком.

ИСПРАВЛЕНИЕ СИГМАТИЗМА

Начинать работу нужно с проверки, различает ли ребенок на слух звуки с, з, ц? Для этого вы кладете перед ним карточки с написанными буквами с, з, ц. В начале уточняете, какая буква написана на каждой карточке. Затем предлагаете ребенку сосредоточиться и внимательно слушать. Произносите слова с каким-то из этих звуков в начале. Ребенок должен поднять карточку с буквой, звучание которой он услышал в начале этого слова. Если ребенок плохо справляется с этим заданием, поиграйте с ним в «слова». «Давай будем придумывать слова со звуком св начале слова (также з и ц).

Следующий этап постановки звуков — артикуляционная гимнастика. Примерно неделю проводите с ребенком игры на развитие слухового внимания (игра в слова). Контрольный звук в начале слова, в середине, в конце. И артикуляционную гимнастику, которая уже описана выше. И, наконец, можно приступать к постановке звуков.

ПОСТАНОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

При произнесении шипящих звуков ш, ж, щ, ч, могут встречаться все виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой и носовой). Часто шипящие звуки заменяются свистящими ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь.Такой сигматизм называется свистящим сигматизмом.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

I        этап — подготовительный:

а)        развитие слухового внимания;

б)        развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (губы, язык).

II        этап формирование правильной речи:

а) устранение неправильного произношения;

б)        автоматизация правильного звукопроизношения всамостоятельной речи детей.

в)        Развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Начинаем занятия в соответствии с приведенным планом.

I этап – подготовительный.

Развитие слухового внимания.

Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры. Очень полезно слушать музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи.

  1. Предложим детям помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной (о чем говорит улица, комната?). Дети услышат гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьев, жужжание мух, тиканье часов, капанье воды из крана, звук закипающего чайника, и т. д.
  2. Положим в банку шарик, в спичечную коробку гвоздики, и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан, и т. д. Потом повернем ребенка спиной и будем производить те же звуки. Ребенок должен по звуку назвать, какие предметы издают звук. Нужно научить ребенка различать силу, высоту голоса.
  1. Показываем ребенку игрушку, например, собачку. Показываем, как собачка лает, когда находится близко (громко), и как — когда вдали (тихо). Потом произносим «гав-гав», меняя силу голоса, а ребенок угадывает, далеко или близко находится собачка.
  2. Предложите ребенку трех медведей (игрушку или картинку) — большого, среднего и маленького. Расскажите сказку про трех медведей или предложите ему вспомнить ее вместе с вами. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты, низкой, средней и высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос.
  1. Положите на стол разноцветные кружки из картона.

«Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в этом слове  есть звук «б»  (к,  г, м,  ш, р     или какой-нибудь другой),подними, пожалуйста, красный кружок, если нет — подними зеленый»

Произносите слова, выделяя голосом нужный звук.

6. Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на букву... (называете букву), кто придумает больше слов, получит приз».

Для свистящих звуков С, З, Ц

При произнесении звука “С”:

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – не производят голос, звук глухой.

При произнесении звука “З”:

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос, звук звонкий.

При произнесении звука “Ц”:

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • артикуляция в два этапа:
  1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
  2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

1. Наказать непослушный язык

Цель.Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание.Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания.1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

  3. «Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а)  широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б)  широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в)  широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г)  широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д)  широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е)   широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а)  широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б)  широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. Почистим зубы

Цель.Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

6. «Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».

Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т.п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

7. «Желобок», «Лодочка»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

8. «Самосвал».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

9. «Горка», «Киска сердится»

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

10. «Катушка»

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

11. Упражнение в произнесении звука и.

Цель: вырабатывать умение управлять языком.

В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

12. «Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

13. «Подуть через трубочку».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться, как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

14. «Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

15. «Сдуть снежинку».

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

16. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

17. «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

18. «Рупор»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

19. «Трубочка».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

20. «Заборчик»—«Рупор»—«Трубочка» .

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

21. Упражнение в произнесении звуков т-с.

Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков тис, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэсили тыс.

Для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ

При произнесении звука Ш:

  • губы вытянуты вперед и округлены, (Хоботочком)
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, (чашечкой)
  • средняя часть спинки языка прогибается,
  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят, звук глухой.

При произнесении звука Ж:

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
  • средняя часть спинки языка прогибается,
  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука Щ:

  • звук Щв русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед,
  • широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении Ш),
  • передняя часть спинки языка несколько прогибается,
  • средняя часть приподнимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперед,
  • язык напряжен,
  • нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при звуке Ш.

При произнесении звука Ч:

  • При произнесении звука чгубы округлены и вытянуты.
  • Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед.
  • Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке Щ). Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино.
  • Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,
  • голосовые связки разомкнуты.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

1 «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2.«Пирожок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3.   «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а)  широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б)  широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в)  широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г)  широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д)  широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е)   широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы»

 Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а)  широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б)  широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад  - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7.   «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8.   «Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык несужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка», «Ковшик»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10.   «Фокус»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11.   «Саночки»

Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Рупор»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

13.«Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

14.  Упражнение в произнесении звуков т'—щ

Перед постановкой звука чполезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т' и щ. Это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, чтонеобходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщили тэщ.

15.  «Горка»

Цель: выработать подъем переднее - средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

П ЭТАП - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу («жужжание» гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:

  1. Постановка звука;
  1. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;
  1. Закрепление звуков в словах;
  2. Закрепление звуков в предложениях;
  1. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;
  1. Закрепление звуков в разговорной речи.

Для занятий вам потребуется широкое зеркало, чтобы ребенок видел одновременно ваше и свое лица, тетрадь, чайная ложка, а лучше — медицинский шпатель.

Существуют три основных способа постановки правильного произношения.

Первый способ.

Вы показываете перед зеркалом ребенку, как правильно произнести звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук, подражая вам. В моей работе часто случается, что ребенок, подражая мне, сразу произносит правильный звук, но это при условии, что у него уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).

Второй способ.

Если правильный звук не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т. п.)

Третий способ. Смешанный.

Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему в зеркале и словесно объясняя.


П ЭТАП - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу («жужжание» гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:

  1. Постановка звука;
  1. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;
  1. Закрепление звуков в словах;
  2. Закрепление звуков в предложениях;
  1. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;
  1. Закрепление звуков в разговорной речи.

Для занятий вам потребуется широкое зеркало, чтобы ребенок видел одновременно ваше и свое лица, тетрадь, чайная ложка, а лучше — медицинский шпатель.

Существуют три основных способа постановки правильного произношения.

Первый способ.

Вы показываете перед зеркалом ребенку, как правильно произнести звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук, подражая вам. В моей работе часто случается, что ребенок, подражая мне, сразу произносит правильный звук, но это при условии, что у него уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).

Второй способ.

Если правильный звук не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т. п.)

Третий способ. Смешанный.

Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему в зеркале и словесно объясняя.

ВИДЫ СИГМАТИЗМА

Сигматизм бывает следующих видов:

  1. Межзубный сигматизм.

При произнесении свистящих и шипящих звуков кончик языка находится между нижними и верхними резцами.

2.        Губно-зубной сигматизм.

При этом сигматизме свистящие и шипящие звуки произносятся как ф и в (фанки — санки, вук — жук).

3.        Призубный сигматизм.

При произнесении шипящих и свистящих звуков кончик языка упирается в края нижних и верхних резцов, вследствие этого получается: танки-санки, дайка-зайка, туба-шуба, даба-жаба.

4.        Шипящий сигматизм.

Свистящие звуки произносятся как мягкие шипящие (шяхар — сахар, жалоба — жалоба).

5.        Боковой сигматизм.

При таком способе произнесения свистящих и шипящих звуков язьпс поворачивается во рту ребром, один его край поднимается к внутренней стороне коренных зубов, образуется утечка воздуха по боковому краю языка, поэтому слышится неприятный «хлюпающий» звук-

Боковой сигматизм бывает односторонним и двухсторонним.

6.Носовой сигматизм

При таком произнесении шипящих или свистящих звуков (иногда и тех и других) корень языка сильно поднят и смыкается с мягким небом (там, где маленький язычок), воздух проходит частично через нос и слышится звук, похожий на х, с гнусавым оттенком.

ИСПРАВЛЕНИЕ СИГМАТИЗМА

Начинать работу нужно с проверки, различает ли ребенок на слух звуки с, з, ц? Для этого вы кладете перед ним карточки с написанными буквами с, з, ц. В начале уточняете, какая буква написана на каждой карточке. Затем предлагаете ребенку сосредоточиться и внимательно слушать. Произносите слова с каким-то из этих звуков в начале. Ребенок должен поднять карточку с буквой, звучание которой он услышал в начале этого слова. Если ребенок плохо справляется с этим заданием, поиграйте с ним в «слова». «Давай будем придумывать слова со звуком св начале слова (также з и ц).

Следующий этап постановки звуков — артикуляционная гимнастика. Примерно неделю проводите с ребенком игры на развитие слухового внимания (игра в слова). Контрольный звук в начале слова, в середине, в конце. И артикуляционную гимнастику, которая уже описана выше. И, наконец, можно приступать к постановке звуков.

ПОСТАНОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

При произнесении шипящих звуков ш, ж, щ, ч, могут встречаться все виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой и носовой). Часто шипящие звуки заменяются свистящими ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь.Такой сигматизм называется свистящим сигматизмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитнес для язычка.

В данной консультации рассматриваются значение артикуляционной гимнастики, рекомендации по выполнению упражнений и основные моменты в организации проведения гимнастики....

Фитнес для язычка в игровой форме

Артикуляционная гимнастика в стихотворной форме....

Программа объединения по интересам с детьми 3-4 лет с использованием технологии фитнеса «Fitness plus» - «Фитнес плюс»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида СОГЛАСОВАНОс Управляющим советомпротокол № 1от 30.08.2017 г.ПРИНЯТО педагогическим советомпротокол №...

Фитнес программа "Фитнес -mix "

фитнес программа....

Фитнес для язычка

Ссылка на видео с упражнениями артикуляционной гимнастики...

Конспект физкультурного занятия Тема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок» ( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес-радость, творчество и спорт») Приказ № 88 от 25 апреля 2021 года

Конспект физкультурного занятияТема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок»( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес...