Организация оздоровительного процесса на логопедических занятиях
консультация на тему

Томилина Екатерина Геннадьевна

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

 Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми можно использовать самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Точечный массаж для детей — очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж детям родители могут делать самостоятельно, начиная с самых первых дней жизни. В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Этот шарик ребенок любого возраста может использовать самостоятельно, просто перекатывая его по ладошкам. Но ведь намного интереснее сделать из массажа целую игру! 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_zozh.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация оздоровительного процесса на логопедических занятиях

(родительское собрание)

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми можно использовать самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Выполним упражнение

 Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке.

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Упражнения проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы листочки увидали.-

И с листочком поиграли.

Берут листик в руку, вытянуть листик вперёд перед собой, сфокусировать на нем взгляд.

Листочки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Отвести листик вправо, проследить движение взглядом.

Листочки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести его влево.

Ветер листья вверх поднял

И на землю опускал……

Поднимать листик вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

         Закрыть ладошками глаза.

Точечный массаж для детей — очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж детям родители могут делать самостоятельно, начиная с самых первых дней жизни. В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность.

Точечный массаж рук

Дети должны активно потереть ладошки друг о друга до ощущения тепла, вытянуть каждый пальчик и надавить на него, ногтями одной ручки потереть по ногтям другой («стиральная доска») для оказания благотворного воздействия на внутренние органы. Точки на ногтях связаны с сердцем, легкими, печенью и кишечником. Нажимают точку между большим и указательным пальцами (в конце складочки) для нормализации функций всего организма, снятия усталости. Следует потереть всю ручку до плеча, нажимая на мышцы, затем от плеча вниз ладошкой для возбуждения мышц рук и прочистки энергетических каналов.

Точечный массаж лица

В домашней обстановке или в детском саду детей усаживают на стульчик (можно перед зеркалом) и учат «лепить красивое лицо»:

Точечный массаж лица посредством раздражения активных точек предотвращает простудные заболевания, помогает вырабатываться мимике.

Предлагаю Вашему вниманию три комплекса точечного массажа и дыхательной гимнастики. Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 мин. Каждое упражнение повторяется 8-10 раз.

Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева
  2. Указательными пальцами, нажимать точки около ноздрей.
  3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней», перегородку носа.
  4. Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
  5. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
  6. Вдох через левую ноздрю (правая, в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
  7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

Второй комплекс (декабрь, январь, февраль)

  1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
  4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
  5. Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».
  6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
  7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки» (можно положить на ладонь небольшой кусочек ваты)

Третий комплекс (март, апрель, май)

  1. «Моем» кисти рук.
  2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.
  3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
  4. Средними пальцами надавливаем на ушные узелки.
  5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
  6. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з».
  7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

Следующий метод, с которым хотелось вас познакомить, Су - Джок терапия.

О развитии мелкой моторики было уже сказано и написано немало и это не случайно. Учеными давно доказана связь тонких произвольных движений пальцев рук ребенка и его речи, так как центры мозга, ответственные за речь, соседствуют с областями мозга, координирующими моторику пальцев рук. Как говорят многие педагоги: «Речь находится на кончиках пальцев».

В литературе описано множество пальчиковых игр с проговариванием стишков и потешек, существуют игры, предполагающие использование дополнительных предметов: прищепки, шнурочки, пуговички, мозайки, сухой горох и крупную фасоль, бусины, колечки. Но мне бы хотелось более подробно остановиться на играх с массажным шариком Су-Джок.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Этот шарик ребенок любого возраста может использовать самостоятельно, просто перекатывая его по ладошкам. Но ведь намного интереснее сделать из массажа целую игру!

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Массажные колечки внутри шарика используются для более тонкого массажа самих пальчиков. С помощью этих колечек можно заучивать с ребенком потешки и названия пальчиков.
Раз – два – три – четыре – пять,   
(разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация оздоровительной работы на музыкальных занятиях»

От состояния здоровья детей во многом зависит  благополу­чие общества. Ведь именно в до­школьном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.Поэтом...

Использование активных и творческих методов в организации оздоровительного процесса со старшими дошкольниками.

Использование активных и творческих методов в оздоровлении  дошкольников (из опыта работы)....

Обмен опытом «Организация содержания оздоровительного процесса в ДОУ во время проведения гимнастики после сна»

Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная жизнь, Мировоззрение, умственное развитие, Прочность знаний, ве...

Организация системы физкультурно-оздоровительного процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Организациясистемы физкультурно-оздоровительного процессав ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Оздоровительная работа на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные речевые нарушения

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую  оздоровительные приемы...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на музыкальных занятиях «Детский сад – безопасное образовательное пространство»

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на музыкальных занятиях «Детский сад – безопасное образовательное прост...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на музыкальных занятиях «Детский сад – безопасное образовательное пространство»

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на музыкальных занятиях «Детский сад – безопасное образовательное пространство&raq...