Нравственное воспитание детей в первые годы жизни
консультация по теме

Осколкова Татьяна Матвеевна

Источником нравственных суждений и образцом для подражания в нравственном плане для детей является почти исключительно взрослый человек.

Дошкольник, например, решил что-то смастерить, сделать собственными руками: построить,  сконструировать, нарисовать, слепить и т.п., но потерпел неудачу. Не отчаиваясь, он вновь и вновь берётся за дело и, в конце концов, добивается своего. В данном случае мы говорим о том, что у этого ребёнка есть характер. Другой дошкольник, попробовав всего лишь один раз сделать дело и столкнувшись с незначительными трудностями, сразу же бросает его. В данном случае мы делаем вывод о том, что у него нет характера.

С ребёнком, педагогически запущенным  в плане развития характера, надо работать так же,  как и с ребёнком, педагогически запущенным в области познавательного развития, т.е.  возвращаясь на предыдущую ступень развития, навёрстывая и отрабатывая  упущенное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_detey_v_pervye_gody_zhizni.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям для ознакомления

Нравственное воспитание детей в первые годы жизни

В раннем возрасте речь еще может идти только о воспитании у детей нравственных чувств, а не нравственного сознания. Подлинное осознание нравственных категорий происходит гораздо позднее и ребёнку этого возраста недоступно. Под чувствами имеются  в виду разнообразные эмоции,  связанные с поступками, предметами материальной и духовной культуры, социальными событиями, природой и людьми. Система эмоций, которую составляют нравственные чувства, формируется прижизненно в результате воспитания. Среди множества нравственных чувств есть,  благородные чувства: порядочность, доброта, отзывчивость, сердечность. А также другие, так называемые неблагородные: зависть, злоба, вражда и пр.

Нравственное воспитание ребёнка с раннего возраста предполагает формирование у него благородных чувств и предупреждение возникновения неблагородных.

Дети раннего возраста до 2.5  лет включительно способны понимать и переживать элементарные нравственные чувства. Им доступен язык высших человеческих эмоций, но они испытывают затруднения в восприятии и понимании вербального языка морали.

Возникновению нравственных чувств генетически предшествуют формирование у ребёнка нравственных суждений и поступков, поэтому с них и следует начинать нравственное воспитание, тем более что в раннем возрасте потребность в общении с окружающими людьми у детей достаточно развита.

Постановка задачи нравственного воспитания детей раннего возраста вытекает из того уровня понимания, который им доступен. До поступления в школу дети по уровню развития своего нравственного сознания находятся на начальной ступени морали. Эта мораль характеризуется тем, что источником нравственных  суждений и образцом для подражания в нравственном плане для них является почти исключительно взрослый человек.

Начинать процесс морального воспитания детей является ранний дошкольный возраст. Основания для подобного вывода дают следующие рассуждения. Во-первых, к концу этого возраста ребёнок овладевает речью, и ему вполне уже можно объяснить, что хорошо и что плохо. Во-вторых, в данном возрасте начинает оформляться самосознание детей, первоначально выступая в форме элементарной самооценки. В – третьих,  к двум – трём годам ребёнок уже имеет возможность сравнивать себя с другими. Наконец, в – четвёртых,  в раннем возрасте появляется сюжетно – ролевая игра и начинается процесс.

Общение также способствует формированию нравственно- оценочных суждений.

Развитие таких суждений и появление нравственных поступков в период овладения ребёнком речью можно ускорить за счет демонстрации ребёнку примеров для подражания в нравственном поведении и введения соответствующей «нравственной» лексики в словарь ребёнка.

Становление характера ребёнка

Характер ребёнка, оформляется в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребёнка и на его общение с людьми. В качестве примера положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и появляются в этот период жизни, можно назвать целеустремлённость, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, - контактность, покладистость, доброту,  преданность и исполнительность.

Становление характера ребёнка дошкольного возраста происходит в играх; в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучении в школе к этим видам деятельности добавляется учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное – вторую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодолением ребёнком определённых трудностей. Проблемы предметного характера условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребёнок берется за какое-либо дело, и оно у него почему-то не получается. Дошкольник, например, решил что-то смастерить, сделать собственными руками: построить,  сконструировать, нарисовать, слепить и т.п., но потерпел неудачу. Не отчаиваясь, он вновь и вновь берётся за дело и, в конце концов, добивается своего. В данном случае мы говорим о том, что у этого ребёнка есть характер. Другой дошкольник, попробовав всего лишь один раз сделать дело и столкнувшись с незначительными трудностями, сразу же бросает его. В данном случае мы делаем вывод о том, что у него нет характера.

Трудности, связанные с межличностными отношениями, в которых также формируется характер, иного рода. Они относятся к сфере общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, проявляются в настойчивости, с которой ребёнок стремится добиться своего в личных и деловых взаимоотношениях с людьми, например, привлечь к себе внимание, добиться расположения человека, установить с ним дружеские личные и хорошие деловые контакты. Подобные характерологические различия можно проиллюстрировать  на примерах. Мы видим, что одни дети, общаясь с другими детьми и взрослыми людьми, заботятся о том, чтобы окружающие их правильно понимали, хорошо к ним относились. Если они замечают, что это не так, то во что бы то ни стало, стараются изменить отношение к себе. Еще один пример – поведение ребёнка с характером в сюжетно – ролевой игре. Такой ребёнок почти всегда старается сделать так, чтобы между участниками игры возникло и поддерживалось взаимопонимание.

Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреплении характера ребёнка в различных видах деятельности. Она заключается в том, что проявление характера в более сложном и трудном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребёнка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности – учению – ребёнок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребёнка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошкольного детства.

Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребёнка. С ребёнком, педагогически запущенным  в плане развития характера, надо работать так же,  как и с ребёнком, педагогически запущенным в области познавательного развития, т.е.  возвращаясь на предыдущую ступень развития, навёрстывая и отрабатывая  упущенное. Это означает необходимость организации и проведения специальной работы с детьми по развитию характера в сравнительно простых видах деятельности и межличностного общения.

Основные рекомендации по укреплению характера детей дошкольного и младшего школьного возраста в индивидуальной предметной деятельности и в учении сводятся к следующему:

  1. В выборе вида деятельности для ребёнка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость – осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребёнка – напротив, должна постепенно возрастать. Таким образом, на начальном этапе формирования характера деятельность сама по себе должна быть достаточно привлекательной,  почти ничего, кроме удовольствия, ребёнку не дающей. На заключительном этапе деятельность, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой-либо отдалённой значимой цели.
  2. Степень трудности деятельности также должна постепенно возрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняемая работа, на 100% обеспечивающая успех ребёнка без особых усилий с его стороны, а в конце – трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании.
  3. В начале деятельность должна предлагаться ребёнку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору деятельности.

Полноценное развитие характера ребёнка в предметной деятельности и в учении может обеспечить только одновременное движение по всем трём указанным направлениям.

Рассмотрим теперь практические рекомендации по укреплению характера детей дошкольного и младшего школьного возраста в совместной деятельности и общении с людьми. Они могут быть выражены в следующих положениях.

  1. Включение ребёнка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей.
  2. Выбор в качестве партнёров для общения и совместной деятельности ребёнка с другими людьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют различного межличностного поведения.
  3. Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с людьми.

Разумеется, всё это, как и в случае воспитания характера ребёнка в индивидуальной предметной деятельности, необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным задачам межличностного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по теме «Сенсорное воспитание детей 3-го года жизни»

Конспекты занятий по теме «Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...

Доклад на тему: "Нравственное воспитание детей в бытовой повседневной жизни".Подготовительная группа

Нравственное воспитание- неотемлемая ступень в развитии полноценной личности. Дошкольный возраст- этопервоначальный период....

Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).

Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни....

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей 5-го года жизни

    В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активиз...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей 5-го года жизни

Конспект занятия направлен на воспитание вежливости и любви к друзьям....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-го года жизни

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-го года жизни...

Конспект занятия по нравственному воспитанию детей в первой младшей группе «Моя семья.»

Познавательное развитие: продолжать узнавать животное по образцу, закрепить понятие «семья».Речевое развитие: продолжать учить произносить ласковые слова. Развивать связную речь детей.Соци...