Родительское собрание "Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Жидкова Ирина Ивановна

     Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образностью, краткостью , и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Как, говорил,  великий педагог  Г.С. Виноградов - фольклор  в дошкольном учреждении – источник  особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту  музыки, ее волшебную силу, свой творческий потенциал.

Реализация  данной деятельности осуществляется через :

- цикл познавательной непосредственно образовательной деятельности ,

- самостоятельной деятельностью по развитию творческих способностей  детей: народные игры, фольклорные праздники, развлечения , театрализованные представления.

- взаимодействия с узкими специалистами ДОУ.

- создание развивающей среды.

- пополнение библиотеки новой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Влияние малых форм фольклора на развитие речи»

Ход собрания:

Воспитатель:

- Пожалуйте гости дорогие ! Веселья вам да радости . Проходите , будьте как дома . У нас для каждого найдется местечко  и словечко.

Давно мы ждем-поджидаем ,собрание без вас не начинаем.

Дорогие родители давайте поприветствуем друг друга. Эй,  дружок , становись в кружок!

«Здравствуй солнце золотое!» (руки вверх к солнцу)

«Здравствуй небо голубое» (соединить  руку над головой)

«Здравствуй легкий ветерок» (покачать руками)

«Здравствуй поле и лужок» (круговые движения перед собой)

«Здравствуй маленький дубок» (поднять руку вверх  и через стороны соединить над головой)

Мы живем в одном краю (раскрыть руки)

Всех я вас приветствую (соединить руки в замок)

- Удобно ли вам гости дорогие ! всем ли видно ,всем ли слышно, всем ли места хватило?

На завалинках , в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

А играли как? В горелки!

Ах горелки хороши.

Словом эти , посиделки

Были праздником души.

Быт людей  отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче  все мы со « сусекам» личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок

И, чего, там говорить

Скучно жить без посиделок их бы надо возродить!

     Рада вас видеть у себя в гостях  в нашей избе , собралось к нам гостей со всех семей,  ну и что же , доброе начало, как говорится половина дела.

Сядем рядком да поговорим ладком. И предлагаю вам размышления на такую простую  и сложную тему « Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка ».

И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения , а также с вашей точки зрения ,дорогие родители. Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество»?

Как вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос  родители высказывают свое мнение  «открытый микрофон»).

     Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образностью, краткостью , и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Как, говорил,  великий педагог  Г.С. Виноградов - фольклор  в дошкольном учреждении – источник  особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту  музыки, ее волшебную силу, свой творческий потенциал.

Реализация  данной деятельности осуществляется через :

- цикл познавательной непосредственно образовательной деятельности ,

- самостоятельной деятельностью по развитию творческих способностей  детей: народные игры, фольклорные праздники, развлечения , театрализованные представления.

- взаимодействия с узкими специалистами ДОУ.

- создание развивающей среды.

- пополнение библиотеки новой литературы.

А какие жанры устного народного творчества вы знаете? Я вам предлагаю написать на лепестках. На каждом по одному жанру.

        Одной из главных задач обучения  детей в детском садике является  развитие речи речевого ощущения . Ребенок всему учиться в общении со взрослыми , ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет  к развитию речи , умении слышать и слушать ,думать,  подготовления  детей  к вычленению  смысла слов, где же как не в русском народном фольклоре  нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову  .

А что такое устное народное искусство в жизни вашей семьи  узнаем из  небольшой викторины- опросника . Игра «Волшебный сундучок » :

  1. Знаете ли вы народные праздники и традиции?
  2. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки , какие?
  3. Поете ли вы ребенку колыбельную песню, напойте!
  4. Необходимо ли сохранять уважение к предметам русской старины?
  5. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду ? Для чего как вы считаете?

    Взрослые и  дети  любят играть  и знают много разных игр. А что такое игра?

 Игра-это состязание в ловкости ,быстроте, находчивости и сноровке, но не только!

Есть игры  где нужно уметь петь и танцевать  и даже  исполнять роли .

Обратите  внимание  на слайды , где предоставлен  фотоотчет  об играх с     детьми  

 нашей группы(фото детей).  

  И мы с вами сейчас проиграем одну из таких игр . А как же проводится жеребьевка в разных играх?(фото детей).

- Эй дружок встань в кружок.

Нам нужно выбрать водящего . Кто знает из вас считалочку ,посчитайте. Мы с вами проиграем интересную игру «Кошки мышки» (водящий в шапочке кошки сидит в круге, остальные  ходят на носочках  и приговаривают: кошка мышек сторожит,  притворилась будто спит, тише мышки не шумите, кошку вы не разбудите) Водящий: «Надоели  мне встаю, всех сейчас переловлю»

Для развития речи детей мы в своей работе используем скороговорки и чистоговорки. Мы сейчас с вами в игру «чудесный мешочек» .Вы под музыку будете передавать мешочек, когда музыка закончится у кого в руках он останется достает чистоговорку и читает ее как я вам скажу(весело, грустно, восторженно)

1 Са-сы-су-са      Здравствуй рыжая лиса.

Си-со-су-се       Хорошо в лесу лисе!

Со-си-ся-си       Как живете караси?

2 Би-бо-бы, би-бо-бы      Собирать пойдем грибы.

Оу-ои-ба, оу-ои-ба       В бубен бьют, дудит труба.

3 Ма-ми-му-мо-ми-му     Молока налит кому?

4 Рю-ря-рю,  рю-рю-рю       Я цветок тебе дарю!

5 Га-гя-га, га-га-га     Хочешь Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу      Есть их больше не могу.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги    Не нужны мне пироги.

Га-га-га, га-га-га   Где же оба пирога?

По меткому определению Ушинского пословицы и поговорки понимают «выломать язык ребенка на русский лад»

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре чаще всего в форме сравнений. Для того чтобы придать речи особую наглядность. «Поговорка» говорит наряд цветочек, а пословица-ягодка.

Игра «Кто больше назовет пословиц и поговорок, кто больше наберет фишек»

И, наконец, сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Уважаемые родители, назовите свои любимые сказки или любимого сказочного героя.

 Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сказочные гонки» Вы будите двигаться друг за другом на расстоянии вытянутой руки; гонки будут не простые, а сказочные. Во время игры вы будете превращаться в людей, зверей, волшебных персонажей.

«1, 2, 3 игру начни»Двигаемся под музыку, как музыка остановится слушайте мои команды:

- Иван Царевич скачет на сивке бурке

- Летит Жар птица

-Идет на цыпочках Василиса – прекрасная

-Шагают великаны

- Скачет лягушка –квакушка

    Спасибо всем за приятно проведенное время. Выходя отсюда помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку. Он будет гордиться вами еще больше, а мы надеемся на то, что эта встреча помогла всем понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши проекты. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей. Младшая группа.

Фольклор! Фольклор! Фольклор! В настоящее время возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор таит в себе огромные дидактические возможности. С помощью детс...

Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.

Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками....

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.Цель работы: формирование г...

Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"

Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"...

Лэпбук на основе малых форм фольклора в развитии речи дошкольников с ОВЗ

Основной целью работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку наибольшее понимание его речи окружающим. Рабо...