Сказкотерапия как метод воспитания ответственности
консультация на тему
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_metod_vospitaniya_otvetstvennosti.docx | 125.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как метод воспитания ответственности
Еще наши далекие предки рассказывали своим детям интересные и занимательные истории. Даже когда маленькие провинились, они не спешили наказать их. Напротив, весь смысл воспитания сводился к тому, чтобы ребенок сам понял, что хорошо и плохо. Они медленно и с энтузиазмом рассказывали сказку, в которой некоторые моменты изменяли так, чтобы сконструировать похожую историю. Так, чтобы ребенок увидел свой поступок в сказке и понял, что так делать не хорошо. Вот такой метод работал намного лучше, чем наказание или длинные чтения морали.
Но нечасто современные родители рассказывают детям сказки. Легче включить детям телевизор или компьютер, а самим заняться своими делами. Да и самим детям много не надо: лучше посмотреть мультики (а кто немного старше, то и «Дом 2»), чем читать книгу. Это упущение родителей, ведь именно они не привили детям понимание того, что лучше делать. Между прочим, те дети, которым родители еще с малых лет рассказывают сказки, начинают быстрее говорить. И не просто набор слов, а целые связные предложения. Ведь сказки позволяют родителям обращаться именно к чистому детскому началу, поэтому сделать маленького человечка умнее и душевно богаче помогают именно сказки.
Нужно не просто читать текст. Это надо делать с чувством, чтобы ваше дитя прониклось переживаниями и чувствами героев. Ведь в сказках побеждают всегда хорошие герои, они борются со злом. И ребенок пытается им подражать, поэтому старается делать все правильно. Как утверждают некоторые психологи, если бы родители вовремя не упускали из виду воспитание ребенка, уделяли ему внимание и воспитывали с помощью сказкотерапии, то проблемных детей стало бы намного меньше.
Сказкотерапия как метод активации ресурсов, потенциала личности
Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности, сказкотерапией – отрадное явление последнего десятилетия. До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий психотерапевтический потенциал сказок. А ведь сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей и родителей. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это ориентирование на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире. Цель метода – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями.
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
- Неопределенность места действия главного героя.
- Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
- Победа Добра. Психологическая защищенность.
- Наличие Тайны и Волшебства.
Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, можно
использовать как в индивидуальной работе, так и в группе.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать широкий круг задач. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др.
Использование сказкотерапии при воспитании ответственности у детей школьного возраста.
Данный метод воспитательной работы помогает решать задачу воспитания ответственности. Чтение и обсуждение литературных произведений, сочинение сказок и рассказов на определенные темы, ответы на вопросы – далеко не полный перечень инструментов сказкотерапии.
Примерный список заданий по воспитанию ответственности через сказкотерапию:
- Чтение произведения "Незнайка" Н. Носова
- Чтение цикла стихотворений "Младший брат" А. Барто
- Сочинить сказку, в которой герой сначала не проявляет ответственность, потом происходит какое-то событие, которое заставляет его поменяться.
- Сочинить сказку, в которой было в семье две дочки/сына. Один ответственный, другой – нет. Чем закончилась эта история?
- Сочинить рассказ под названием «Безответственные взрослые»
- Сочинить рассказ под названием «Безответственные ученики»
- Сочинить сказку на основе басни Крылова «Стрекоза»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как метод воспитания детей с учетом гендерных оcобенностей развития
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так же нельзя их уравнивать» ...
Сказкотерапия как метод воспитания детей
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной сис...
Консультация для родителей " Сказкотерапия как метод воспитания всесторонне развитого ребенка".
Сказкотерапия-это один из психологических методов, но наряду с психологией, в сказкотерапии присутствует и педагогическая составляющая. Именно поэтому сказкотерапия-это воспитательная система, по сути...
Консультация для родителей "Сказкотерапия, как метод воспитания"
Сказкотерапия - не медицинский термин. Мы лечим не тело, а душу ребенка. Сказка понятна для малыша, и, разбирая с ним поступки главных героев, мы помогаем ему разобраться в жизненных ситуациях....
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Консультация для родителей (законных представителей) "Сказкотерапия как метод воспитания нравственных качеств у дошкольников"
С давних времен существует традиция рассказывать детям сказки. Через истории, мифы и легенды передается из поколения в поколение накопленная веками мудрость. Они помогают детям формировать жизненные п...
Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия челов...