Сказкотерапия как метод воспитания детей с учетом гендерных оcобенностей развития
статья на тему
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так же нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Предлагаем материалы из опыта работы педагога по использования метода «сказкотерапии» в гендерном воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапия как метод воспитания детей с учетом гендерных особенностей развития | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Нартова Юлия Алексеевна, воспитатель МАДОУ «ДС №62 г. Челябинска»
Сказкотерапия как метод воспитания детей с учетом гендерных особенностей развития
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
В целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования обозначены направления социального развития ребенка:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
В ходе исследования нами разработана и апробирована Модель гендерного воспитания дошкольников.
Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда. Создавая игровые зоны, мы исключили дифференциацию по половому признаку : игровые зоны для мальчиков и девочек. Почему Петя не должен работать в парикмахерской или на кухне, а Лена не может строить дом или водить машинку? Поэтому все игровые зоны доступны и используются всеми детьми без исключения. Так же очень важно, что бы те сферы социальной активности, которые в обществе традиционно относят к «мужским» и «женским», зонально не находились в группе далеко друг от друга: если «кухню» расположить далеко от «работы», то это отобразит их полярность.
Очень важны и цветовые маркеры пространства. При подборе цветов полотенец, покрывал, наклеек на шкафчики мы исключили привычные розово-голобые цвета, стараемся использовать самую разнообразную гамму. наиболее предпочтительны-оттенки одного цвета: мальчикам предлагаются более темные тона, девочкам-более светлые.
При обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности используется дифференцированный подход. При организации и проведении НОД мы учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии, игровые, технологии сотрудничества.
Одним из методов, направленных на преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу, выступает «Сказкотерапия».
Сказки играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев. Например: такие русские народные сказки, как «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.
В сказках «Иван—царевич», «Жихарка», героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь и бескорыстие. Основная идея сказок героического цикла — защита родной земли создает почву для воспитания у мальчиков мужественности, отваги, патриотизма, чувства любви к Родине. Для мальчиков и девочек оказываются достаточно притягательными моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных персонажах.
Вхождение в мир сказки начинается с рассказывания. Это прием позволяет поставить себя на место другого. Любое рассказывание сказки уже интересно само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом педагог может наблюдать, что происходит в процессе занятия с детьми.
Например в сказке «О глупом мышонке» можно проследить как реагируют дети на появление в сказке новых персонажей (мама - утка, лошадь и т.д.)
Следующий этап - это переписывание и дописывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить сказку от имени других действующих лиц, принимающих или не участвуют в сказке. Например, как сказку «о глупом мышонке» рассказала бы Кошка, Баба Яга или Василиса Премудрая.
Переписывая сказку, дописывая свое окончание или вводя необходимых персонажей, ребенок сам выбирает наиболее подходящую его внутреннему состоянию развязку и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения.
Режиссерские игры, игры-драматизации с куклами помогают детям воспроизвести и закрепить нормы поведения, взаимодействие между полами. Дети опосредованно примеряют на себя различные роли. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие сразу отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свое поведение.
Например все в той же сказке ребенок выберет наиболее близкого и интересного персонажа, скромный и застенчивый мальчик старается выбрать роль рыбы, задача педагога предложить такому ребенку попробовать куклу мышонка, чтобы мальчик через игрушку мог почувствовать незнакомые для него ощущения.
Один из интереснейших приемов сказкотерапии – сочинение сказок.
Этот прием позволяет в образной форме рассказывать об основных жизненных этапах.
Мы сочиняет сказки вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. В индивидуальной работе предлагаем сочинять сказку самостоятельно.
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Следующий этап – продуктивная деятельность. Рисование собственной сказки. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, дети воплощают все, что их волнует, чувства и мысли. Данный прием помогает ребенку освободится от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).
Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и примера родителей для формирования гендерной идентификации, большая работа проводится с семьями воспитанников.
Для выявления представлений и отношения родителей к проблеме гендерного воспитания детей мы проводим анкетирование по вопросам: «Какие качества мы воспитываем у мальчиков и девочек?», «Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?», «Определите педагогический стиль своего поведения в семье», «Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?».
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Информационных родительских уголках" мы создали тематическую страничку «Леди и дженетельмены », разработали буклеты и информационные листовки.
В ходе практических консультаций для родителей совместно с педагогом-психологом проводим психолого-педагогическое просвещение родителей по данной теме, а также обмен опытом по воспитанию детей. Вместе с родителями учимся сочинять сказки.
В старших группах приглашаем пап и мама провести занятия, на которых дети с удовольствием пытаются овладеть навыками рукоделия, домоводства, знакомятся с особенностями различных профессий.
Совместно с родителями дети издают свои авторские книжки, которые стали основой детской библиотеки нашей группы.
«Сказкотерапия», как метод воспитания детей с учетом гендерного подхода, способствовал социализации ребенка, активизации в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания как личности определенного пола.
Результаты нашей работы:
- расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
- родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей
Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к э...
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
Особенности психического и физического развития, которые необходимо учитывать в воспитании детей....
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами....
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.Проблема гендерной социализаци...
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре
В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей....
Сказкотерапия как метод воспитания детей
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной сис...
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей
В современном мире мы часто слышим такие слова: «Сейчас время другое…». Скорее всего, не время другое, а сильно изменились люди, возможно, под влиянием прогресса. Многие женщины ста...