Консультация для родителей (законных представителей) "Сказкотерапия как метод воспитания нравственных качеств у дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)
С давних времен существует традиция рассказывать детям сказки. Через истории, мифы и легенды передается из поколения в поколение накопленная веками мудрость. Они помогают детям формировать жизненные принципы и правильные ценности. Современному родителю сказки дают дополнительные возможности. Используя сказки и сочинение историй, можно помочь ребенку в решении разного рода проблем и преодолении трудностей взросления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_metod_vospitaniya_nravstvennyh_kachestv_u_doshkolnikov.docx | 156.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»
Консультация для родителей
Тема: «Сказкотерапия как метод воспитания нравственных качеств у дошкольников»
Количество присутствующих____ лист регистрации прилагается
Подготовила: Лопарева Юлия Петровна, воспитатель
Дата проведения: 28.12.2017
С давних времен существует традиция рассказывать детям сказки. Через истории, мифы и легенды передается из поколения в поколение накопленная веками мудрость. Они помогают детям формировать жизненные принципы и правильные ценности. Современному родителю сказки дают дополнительные возможности. Используя сказки и сочинение историй, можно помочь ребенку в решении разного рода проблем и преодолении трудностей взросления.
Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.
Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Сказка поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.
Есть несколько способов работы со сказкой, среди них выделяются основные три:
разбирать с ребенком уже существующую сказку;
придумывать новые концовки для уже существующих сказок;
сочинить новую сказку – самому или вместе с ребенком.
Как разобрать сказку с ребенком?
Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:
1. Сказка – ложь, да в ней намек…
Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?
2. Баба-яга vs. красна девица
Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?
3. Огонь, вода и медные трубы
Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.
4. …добрым молодцам урок!
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?
По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.
Как сочинить сказку вместе с ребенком?
Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.
Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?
Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам?
Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют. Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке.
В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?
Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями.
Основной задачей в решениии этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с сеемьей.Высшей целью нашего...
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников с использованием игрушек из серии «Умница»
Аннотация: в статье говорится о роли игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется серии игрушек «Умница»....
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности дошкольников»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...
Консультация для родителей: «Воспитание нравственных качеств у дошкольника через семью»
Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества. Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, яв...
Консультация в группе младшего возраста «Воспитание нравственных качеств младшего дошкольника через семью»
Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешно...
Консультация для родителей: "Воспитание нравственных качеств у дошкольника через семью".
Что такое нравственное воспитание, роль семьи в формирвании нравственности у ребенка....