Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».
статья
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».
Выполнила:
Воспитатель
Овчинникова Татьяна Владимировна
Место работы:
Самарская область, Волжский район,
п. Придорожный мкр. «Южный город»
Детский сад «Семицветик»
2023 г.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек- это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления в жизни.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Формирование основ экологического сознания важнейшая задача дошкольного воспитания в настоящее время. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Такой проблемой занимались такие советские и зарубежные психологи, ученые: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, Дюи, Писарев, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский.
Проблемой воспитания у детей ответственного отношения к природе на современном этапе занимались такие ученые как: Н. А. Авдеева, Ж. Л. Васякина- Новикова, А. Вересов, Т. А. Копцува, С. Николаева, Н. А. Рыжова, Е. Рылеева, Н. А. Рюкбейль, Г. Б. Степанова. Однако, несмотря на широкое теоретическое освещение данной проблемы, отсутствует комплекс мероприятий по формированию у дошкольников ответственного отношения к природе.
Таким образом, актуальность обусловлена:
- важностью проблемы формирования основ экологического сознания;
- противоречием между необходимостью формирования основ экологического сознания и отсутствием специального комплекса мероприятий, направленного на воспитание у дошкольников ответственного отношения к природе.
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Многие психологи рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности. В нашем проекте мы опираемся на определение Суравегиной.
Ответственное отношение – способность и возможность дошкольника сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования морального долга решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата. (по Суравегиной)
В нашей работе для воспитания ответственного отношения к природе у детей среднего возраста мы выбрали метод наблюдения.
Наблюдение - относится к наглядным методам обучения. Определение данного метода дают разные ученые:
Наблюдение - это метод экологического воспитания, посредством которого у дошкольников формируются круг конкретных знаний об объектах наблюдения и отношение к ним. ( по Николаевой)
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения- это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты.
Проблема состоит в выявлении возможных путей и способов воспитания ответственного отношения к природе в процессе наблюдения.
Мы разработали комплекс мероприятий по воспитанию у дошкольников ответственного отношения к природе в процессе наблюдения различных явлений, объектов:
- НОД «В гостях у Гриба- Лесовика»;
- Цикл наблюдений «Хомка, Хомка, Хомячок»;
- Беседа «С чем нельзя в лес ходить»;
- НОД «Осенние изменения в парке»;
- НОД «Не топчи травку»;
- НОД «Весна - красна»;
- НОД «Наши комнатные растения»;
- Экскурсия «Весенний парк»;
- Беседа «Наш маленький и полезный и друг».
В данном комплексе метод наблюдения мы активно использовали с целью воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников. Использование метода наблюдения позволяет показать детям красоту окружающей природы, ее беззащитность. Дети, наблюдая за отдельными объектами природы и деятельностью человека, самостоятельно делают выводы о нормах и правилах поведения в природе, осознают значение окружающей природы для жизни человека и его роли в жизнедеятельности природы.
Все мероприятия проходили в увлекательной и доступной для понимания детей форме, дети принимали активное участие, умело организовали свою деятельность в процессе наблюдения под руководством воспитателя.
Данный комплекс мероприятий рекомендуем к использованию в детских дошкольных учреждениях и родителям.
В современном обществе преобладает прагматизм - природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе. Взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого - педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.
Для всего этого надо воспитать ответственное отношение у детей из этого следует, что воспитание это воздействие на поведение и сознание дошкольников с целью формирования у них нравственных установок и их подготовки к жизни в обществе, ответственное отношение к окружающей среде- способность и возможность дошкольника сознательно, а значит, намеренно, выполнить требования и решить задачу, достигая определенного экологического результата.
Список использованной литературы:
1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений. М.: ТЦ Сфера. 2003. 56 с.
2. Коломина Н. В, Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарий занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004. 144с.
3. Николаева С. Н. Наблюдая – познаем: экологическое воспитание дошкольников//Дошкольное воспитание. 1991. №1. С.4-10.
4. Николаева С.Н. Теория и практика экологического образования детей: Учебб. Пособие для студ. выш. учеб. заведений/Светлана Николаевна Николаева- 2-е изд. Испр. М.: Издательский центр «Академия». 2005.336с.
5. Суравегина И.Т., Зверева И.Д. Отношение дошкольников к природе. М.: Педагогика. 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.
В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....
Опыт работы на тему: « Игра - как средство воспитания и интереса к природе младших дошкольников».
Цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе....
Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе
В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может...
Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе
В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может...
« Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников в процессе работы над литературными произведениями»
laquo; Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Организация осенней прогулки для детей младшего дошкольного возраста как средство воспитания бережного отношения к природе.
В данной статье рассматривается метод наблюдения в живой и не живой природе, как один из важных направлений в познавательном развитии детей дошкольного возраста....
Статья на тему: «Литературные произведения как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий»
Аннотация. В статье рассматривается процесс использования литературных произведений совместно с цифровыми технологиями как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. ...