Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
рабочая программа (старшая группа)
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей семьи, села, края детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
(КГБОУ АКИПКРО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Разработчик:
Ф.И.О: Фаненштиль А.В.
Должность: воспитатель
ДОУ (ДОО): ДОУ «Березка»
Город, район: с.Мамонтово
Мамонтово
2014 год
Структура | ||
1. | Целевой раздел …………………………………………………………. | |
1.1 | Пояснительная записка ………………………………………………... | |
1.2 | Цель рабочей программы ……………………………………………… | |
1.3 | Задачи рабочей программы ……………………………………………. | |
1.4 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса …. | |
1.5 | Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) ………………………………………………………………………. | |
1.6 | Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) …………………………………………………………….. | |
2. | Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)…………………………………………………………… | |
3. | Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе) Презентация программы на диске |
1
Целевой раздел
- Пояснительная записка
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал.
(К. Симонов).
На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.
Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, - и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих ценностей.
Именно для этого нужна музейная педагогика. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. Она несет большие образовательные функции: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
В мини-музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, для выявления наклонностей и раскрытия личности.
Таким образом, актуальность и значимость вопросов национального самосознания, возрождение интереса к культуре и народным традициям, недостаточная сформированность нравственно – духовных ценностей в современном обществе позволили обозначить проблему поиска оптимальной технологии приобщения детей к истокам русской культуры.
Содержание проекта рабочей прграммы выстроено в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2012 г.).
Данный проект рабочей программы разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании»
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);
ФГОС – проект.
Методические пособия.
1.2 Цель: создать условия для восприятия целостной картины истории своей семьи, села, края детьми старшего дошкольного возраста.
1.3 Задачи:
1. Разработать систему внедрения технологий музейной педагогики в целостный воспитательно-образовательный процесс;
2. Приобщить детей к истокам русской народной культуры;
3.Поддерживать интерес у старших дошкольников к изучению традиций своей семьи, села, края, используя технологии музейной педагогики;
4.Прививать любовь к природе села, уважение к его жителям.
1.4 Принципы рабочей программы:
- При разработке и реализации программы использованы материалы в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- Материал по краеведению доступен и понятен.
1.5 Психолого – педагогические особенности детей:
Дети в группе одного возраста. Очень творческие. Приоритетом в группе
является нравственно-патриотическое воспитание.
- Планируемые результаты освоения программы:
После реализации рабочей программы в предметно – пространственной
среде:
- обогащение предметно-пространственной среды группы за счет создания мини - музея в этнокультурной направленности (мини – музей народной игрушки, национального костюма, народного быта и т.д.);
- организованы тематические выставки;
- создан фотоальбом;
- подобраны дидактические игры;
После выполнения поставленных целей дети будут готовы и способны:
- самостоятельно рассказывать о жизни и традициях своей семьи;
- интересоваться природой нашей местности и их жителями, их бытом.
2
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности:
Календарно - тематический план:
Сроки реализации | Тема месяца | Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями. |
Сентябрь | «Моя семья» | Беседы: «Мое имя – его значение» «Чтобы на столе был хлеб» Презентации «Все профессии важны!» Рассматривание фотоальбома: «О чем рассказали фотографии?» Художественная литература: «Посидим в тишине» Е.Благинина Экскурсия по детскому саду: «Вот как весело живем!» Совместно с детьми: «Кукла подорожница» (изготовление куклы из кусочков ткани и гречневой крупы) Оформление мини-музея кукол. Совместно с родителями: «Составление гениалогического дерева» (с использованием фотографий) |
Октябрь | «Мое село – капелька России» | Презентация: «Узнай где я нахожусь?» (составлена из совместных фотографий родителей и детей) Художественной литература: Стихотворения В.Рождественской* «Что? Где? Когда?» Разминка: Дети отвечают на вопросы о родном селе. 1.Дидактическая игра: «Что за дом и кто живет в нем?» (животный мир с.Мамонтова) 2.Подвижная игра: «Положи в корзинку, полюбуйся, но не трогай!» (съедобные, ядовитые, лекарственные растения Мамонтовского ленточного бора) 3.Ситуации в картинках: «Верно-неверно» (правила поведения в разных местах: школе, в лесу, в церкви, в клубе и т.д.) 4. «Знатоки» а) Государственная символика б) Ими гордится наше село (Професии людей живущих в с.Мамонтово). Подведение итогов, награждение Совместно с детьми: создание команды, придумывание названия Совместно с родителями: (изготовление атрибутов для проведения игры «Что? Где? Когда?») Создание мини-музея фотографий (сравнить село современное и несколько лет, десятилетий назад) |
Ноябрь | Посещение районного краеведческого музея. | Беседа: «Путешествие в прошлое» Презентация: «Посуда деревянная. Посуда современная» Художественной литература: Стихотворения И.Крюкова* Экскурсия в музей: «Русская изба. Предметы быта». Совместно с детьми: Народные подвижные игры. «Поясок» (изготовление пояса для создания коллекции) |
Декабрь | «Как оденусь, так и приглянусь» (путешествие в прошлое) | Беседы: «Откуда рубашка пришла?» Презентации «Народные узоры на предметах одежды» Рассматривание иллюстраций: «Народный костюм в сравнении с современной одеждой» Совместное творчество с детьми: Украшаем росписью сарафан Совместно с родителями: Оформление мини-музея «Бабушкин сундучок» (изделия связанные бабушкой, прабабушкой) |
Январь | «Как оденусь, так и приглянусь» (путешествие в прошлое) | Беседы: «Головной убор» Презентации «Женский и мужской головной убор» Рассматривание иллюстраций: «Сравнение старинного головного убора с современными» Дидактическая игра «Собери картинку» Совместное творчество с детьми: Украшаем росписью головной убор |
Февраль | «В красных сапожках пройдусь я по дорожке» | Беседы: «Лапти - лапоточки» Презентации «Народные промыслы» Рассматривание иллюстраций: «Сравнение современной обуви с лаптями» Художественная литература: «Лапти скороходы» Совместное творчество с детьми: Украшаем одежду Совместно с родителями: Консультация: «Удобная обувь – залог здоровья!» |
Март | «Каков Дема, таково у него и дома» | Беседы: «Старинная мебель. Золотые руки деда» Презентации «Инструменты помощники» Рассматривание фотоальбома: «О чем рассказали фотографии?» (истории о часах) Художественная литература: Произведение И.А.Марченко* Совместно с родителями и детьми: Оформление мини-музея «Старинные часы» |
Апрель | «Здесь танцуют и поют!» | Беседа: «Мамонтовская детская школа искусств» Презентация: «…Где танцуют и поют?…» Экскурсия в детскую школу искусств: «Волшебный мир искусства» Мастер – класс в детской школе искусств под руководством А.В. Кирсановой Совместно с детьми: Рисование «Впечатления об экскурсии». Совместно с родителями: «Дети и творчество» (консультация для родителей) |
Май | «Моя любимая игрушка» | Беседы: «Народные промыслы» Презентации «Игрушки бабушек и дедушек» Составление фотоальбома: «Моя любимая игрушка» Совместно с детьми: Изготовление куклы из глины. Роспись кукол. Совместно с родителями: Оформление мини-музея «Вместе с куклой я расту!» |
*В рабочую программу включены стихотворения местных поэтов с.Мамонтова
2.2. Способы, методы и формы реализации программы:
- рассказ педагога, рассказ экскурсовода в музее;
- наглядный метод;
- беседа;
- наблюдение;
- практический метод.
2.3. Способы и направления детской инициативы.
- участие в организации мини-музея,
- поощрение грамотами.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
В ходе реализации данной программы активное участие принимали
родители. Оказывали помощь в сопровождении и организации экскурсий.
3
Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение программы:
- музей,
- детско-юношеский центр (кружок).
3.2. Методическое обеспечение программы:
- Музейная педагогика: Из опыта методической работы /под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 416 с. – (Программа развития)
- «Воспитатель ДОУ», №3, 2009. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников». О.В. Колпачникова.
- «Управление ДОУ», №4,2004. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». И.В. Штанько.
- «Детский сад от А до Я», №6, 2007 год.
- «Детский сад от А до Я», №3, 2008 год.
- Приложение к «Управление ДОУ», «Создание ДОУ с приоритетным направлением» Г.Г. Биличенко.
- «Управление ДОУ», №1, 2007 год, «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» (из опыта работы), Т.Н. Тебенева.
3.3. Место рабочей программы в режиме дня:
Содержание программы реализовано в кружковой деятельности.
3.4. Особенности организации предметно-развивающей пространственной
среды:
- в группе создан мини-музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к истокам наро...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...
ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...
Презентация "Обобщенный педагогический опыт по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
Обобщение опыта в виде презентации....