Рекомендации для родителей на стенд по лексическим темам
консультация (старшая группа) на тему

Киркина Елена Вячеславовна

При изучении определенной лексической темы для родителей разработаны рекомендации для повторения и закрепления изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_-_dlya_publikatsii.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

На прогулке в парке, сквере, лесу, по дороге в детский сад наблюдать с ребенком признаки осени: желтеют и опадают листья, сохнет трава, небо пасмурное, солнце светит мало и т.д.

Вопросы к ребенку:

- Какое сейчас время года?

- Какой осенний месяц?

- Почему опадают листья с деревьев?

- Почему улетают перелетные птицы?

                                     Заучите стихотворение:

                                       «До свиданья, лето!»

В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

Сколько алых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осинку

В красном сарафане.

А листок с березки

Золотистой пчелкой

Вьется и летает

Над колючей елкой!

              (Е.Трутнева)

Игры и задания для детей.

Игра «Лето и осень».

Цель: развивать фразовую речь, мышление.

Взрослый называет примету лета, а ребенок доканчивает предложение, называя это же явление осенью, например:

- Летом листья на деревьях зеленые, а осенью... они становятся желтыми и красными.

- Летом растут цветы, а осенью... они вянут и засыхают.

- Летом на улице тепло, а осенью... становится прохладно.

- Летом перелетные птицы вьют гнезда, выводят птенцов, а осенью... улетают в теплые края.

Игра «Что бывает осенью?».

Цель: развивать фразовую речь, наблюдательность.

Взрослый спрашивает у ребенка, какие приметы осени он знает. За каждый правильный ответ выдается фишка. Затем количество фишек подсчитывается.

ТЕМА: «ОВОЩИ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Рассмотреть с ребенком овощи (настоящие и на картинках), запомнить их названия. Отметить внешние признаки каждого овоща (цвет, форма, величина, на ощупь).

Рассказать ребенку, что можно приготовить из овощей, в какие блюда добавляются овощи.

Игры и задания для детей.

Задания: 

  1. Вместе со взрослыми приготовить винегрет.
  2. При походе в магазин или на рынок обратить внимание, какие овощи там продают.

Игра «Угадай по вкусу»

Цели: Развитие памяти, вкусовых ощущений, активизация словаря.

Ребенок закрывает глаза, в рот ему кладется кусочек сырого или вареного овоща. Нужно определить, что это за овощ.

Игра «Узнай на ощупь»

Цели: Развитие тактильных ощущений, активизация словаря.

Ребенок закрывает глаза, в руки ему дается любой овощ. Ощупывая его и называя признаки, ребенок должен назвать этот овощ.

Игра «Чего не стало?»

Цели: Развитие памяти, внимания.

На столе раскладывается несколько овощей (или картинки). Ребенок закрывает глаза, в это время взрослый убирает один овощ. Нужно сказать, чего не стало. Игра повторяется несколько раз.

ТЕМА: «ХЛЕБ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Вместе с ребенком пойти в магазин. Посмотреть, какие там есть хлебобулочные изделия. Купить хлеб, дома обратить внимание на его вкус, запах. Рассказать, из чего пекут хлеб. Рассказать о колхозниках, хлеборобах, которые выращивают хлеб.

Научить детей беречь хлеб, показывая личный пример.

Игры и задания для детей.

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Цели: научить запоминать последовательность событий, уметь отвечать на  вопросы и задавать вопросы.

Взрослый рассказывает ребенку, как получается тот хлеб, который мы едим. Затем предлагает поиграть в игру, в которой взрослый спрашивает, а ребенок отвечает:

- Откуда хлеб пришел? – Из магазина.

- А как в магазин попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

- Из чего? – Из муки.

- Из чего делают муку? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

 - Откуда пшеница? – Выросла в поле.

- Кто ее посеял? – Колхозник.

                                                       и т.д.

Затем можно предложить ребенку поменяться местами, чтобы ребенок задавал вопросы, а взрослый на них отвечал.

ТЕМА: «ФРУКТЫ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Рассмотреть с ребенком фрукты (настоящие и на картинках), запомнить их названия. Отметить признаки каждого фрукта (цвет, форма, величина, на ощупь, на вкус).

Рассказать, что можно приготовить из фруктов (фруктовый салат, компот, варенье).

Рассказать ребенку, как вырастают фрукты (как выглядят фруктовые деревья ранней весной, как в это время за ними ухаживают, какие вначале были плоды и т.д.).

Прочитать стихотворение:

В ясный полдень, на исходе лета

Шел старик дорогой полевой.

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу!

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть растет и в ширь, и в высоту,  

И ,дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету…»

Игры и задания для детей.

Задания: 

  1. Вместе со взрослыми приготовить фруктовый салат.
  2. При походе в магазин или на рынок обратить внимание, какие фрукты там продают.

Игра «Узнай по описанию»

Цели: Активизация словаря, развитие памяти, воображения.

Взрослый начинает говорить про какой-либо фрукт, называя только его признаки, например: «Желтая или зеленая, слегка вытянутая, гладкая, сочная, ароматная. Что это? – Груша». Затем предлагает ребенку поменяться местами. Теперь ребенок рассказывает про фрукт, а взрослый угадывает.

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Рассмотреть с ребенком на картинках домашних животных (а при возможности показать живых): кошку, собаку, козу, корову, лошадь, свинью, овцу, а также птиц: курицу, петуха, утку, гуся, индюка. Обсудить внешние признаки каждого.

Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят домашние животные.

Прочитать стихи, рассказы о домашних животных, рассмотреть иллюстрации в книжках.

Примерные вопросы ребенку:

- Почему эти животные называются домашними?

- Какую пользу приносит людям лошадь? Корова? Овца?..

- Почему не слышно, как ходит кошка?

- Чем питается коза?..

Игры и задания для детей.

Задание: 

      Вылепить из пластилина какое-либо домашнее животное или птицу. Предложить ребенку рассказать, как он лепил это животное (пусть перечислит основные внешние признаки).

Игра «Кто у кого?»

Цели: Упражнять детей в правильном употреблении различных форм числа и падежа существительных.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет домашнее животное. Ребенок должен назвать детеныша и бросить мяч обратно:

- У коровы - …           - Теленок.

- У козы - …               - Козленок. И т.д.

Варианты:

1.Взрослый называет множественное число, а ребенок единственное: котята – котенок, ягнята – ягненок…

2.Взрослый называет детеныша, а ребенок говорит, у кого этот детеныш: котенок – у кошки, щенок – у собаки…

ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Рассмотреть с ребенком картинки, на которых изображены дикие животные (живущие в лесу): лиса, заяц, белка, еж, медведь, волк, барсук. Отметить их внешние признаки, рассказать, чем они питаются, как зимуют.

Прочитать рассказы о диких животных, рассмотреть иллюстрации в книжках.

Примерные вопросы ребенку:

- Каких диких животных леса ты знаешь?

- Как называются детеныши у медведицы? Зайчихи?

- Где живет белка? Лиса?

- Какие ты знаешь загадки о зверях?

Игры и задания для детей.

Игра «У кого кто?»

Цели: Закреплять названия детенышей животных, вырабатывать быструю словесную реакцию в ответ на слова взрослого.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет дикое животное. Ребенок в ответ называет детенышей этого животного  и бросает мяч обратно:

- У зайчихи - …           - Зайчата.

- У ежихи -…        - Ежата.

- У бельчихи - …          - Бельчата. И т.д.

Варианты: Ребенок называет одного детеныша (бельчонок, волчонок и т.д.)

Игра «Кто где живет?»

Цели: Закреплять знания о диких животных, расширять словарный запас.

Взрослый говорит: «Медведь живет …», ребенок заканчивает: «…в берлоге».

Речевой материал: Лиса, барсук, еж живут в норе, белка – в дупле, заяц – под кустом, волк - в логове.

Задание: 

           Нарисовать дикое животное (по выбору ребенка). Предложить ребенку рассказать о внешних отличительных признаках этого животного.

ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Рассмотреть с ребенком картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: льва, обезьяны, зебры, бегемота, носорога, слона, жирафа, кенгуру. Обратить внимание на их внешние признаки, отличия. Сказать, как называются их детеныши.

Сходить с ребенком в зоопарк, найти там среди диких животных тех, кто жил в жарких странах.

Прочитать стихотворение К.Чуковского «Телефон», рассмотреть иллюстрации.

Игры и задания для детей.

Игра «Кто живет в зоопарке?»

Цели: Научить ребенка узнавать по описанию какое-либо животное и самому рассказывать о животном, используя его отличительные признаки.

Взрослый описывает животное, а ребенок угадывает его. Например: «Большое животное, ноги, как столбы, тонкий хвост, впереди хобот». Затем можно поменяться ролями:  ребенок дает описание, а взрослый отгадывает, кто это.

Задание:

           Нарисовать животное (по выбору ребенка). Предложить ребенку рассказать о внешних отличительных признаках этого животного и что он знает об этом животном.

ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Пойти с ребенком на прогулку во двор, зимний парк, сквер. Наблюдать за птицами. Рассмотреть птиц: синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, снегиря. Обратить внимание на окраску птиц.

 Примерные вопросы ребенку:

- Почему эти птицы называются зимующими?

- Где живет воробей, сорока, дятел...? (В городе, в лесу, в парке.)

- Чем они питаются?

Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают к вам во двор. Покормить птиц вместе с ребенком.

Игры и задания для детей.

Игра «Что за птица?»

Цели: Закреплять названия зимующих птиц, учить рассказывать о птице, называя ее отличительные признаки.

Взрослый показывает карточки с изображением птиц и предлагает назвать птицу и сказать, какой у нее клюв, хвост, крылья, расцветка перьев.

Задание:  Заучите стихотворение.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма –

Горсть зерна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Наблюдать с ребенком в парке, в лесу, на лугу птиц: скворца, грача, ласточку и др. (или рассмотреть на картинках). Показать скворечник, гнездо.

Наблюдать признаки весны: тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче и теплее, набухают почки на деревьях.

 Примерные вопросы ребенку:

- Какое сейчас время года?

- Почему тает снег?

- Какие птицы перелетные?

- Почему они называются перелетными?

Игры и задания для детей.

Игра «Узнай по описанию»

Цели: Активизация словаря, развитие памяти.

На столе раскладываются картинки с изображением перелетных птиц. Взрослый начинает рассказывать про какую-либо перелетную птицу, называя только ее признаки, например: «Грудка белая, спинка и крылья черные, хвостик «вилочкой», быстрая. Кто это?» – «Ласточка». Затем предлагает ребенку поменяться местами. Теперь ребенок рассказывает про птицу, а взрослый угадывает.

Задание:  Предложить ребенку нарисовать перелетных птиц, например: грачи на пашне, ласточки вьют гнездо, скворцы около скворечника и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей средней группы Лексическая тема "Здоровейка"

Рекомендации для родителей детей средней группы Лексическая тема "Здоровейка"Упражнения для закрепления материала и развития речи детей дома....

Картотека логопедических домашних рекомендаций для родителей подготовительной группы по лексическим темам.

Картотека логопедических домашних рекомендаций для родителей подготовительной группы по лексическим темам....

Методические рекомендации для родителей средней группы по лексической теме: «День Победы»

Как провести праздник День Победы? Детям о Великой Отечественной войне....

Рекомендации для родителей по работе над лексическими темами в домашних условиях (подготовительная группа)

Рекомендации для родителей по работе над лексическими темами в домашних условиях...

Рекомендации для родителей по работе над лексическими темами в домашних условиях (старшая группа)

Рекомендации для родителей по работе над лексическими темами в домашних условиях...