О работе учителя-дефектолога
консультация на тему
Содержание работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rabote_uchitelya_-defektologa.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
О работе учителя-дефектолога
Учитель-дефектолог работает с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта.
С детьми педагог работает индивидуально и в подгрупповой форме. Подгрупповые занятия с детьми проводятся по блокам:
- Развитие элементарных математических представлений ;
- Ознакомление с окружающим миром ;
- Сенсомоторное развитие.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Учителю-дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Именно на такой вариант обучения ориентирована дошкольная коррекционная группа.
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
При поступлении детей в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:
- 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются условия воспитания в семье.
Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальные планы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
- 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. года. В программу могут вноситься коррективы.
- 3-ий этап (две недели мая): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.
Необходимо также отметить, что учитель-дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным работником, физкультурным руководителем, медицинской сестрой и родителями.
На своих занятиях учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Ознакомление с окружающим миром.
Основная задача познавательного развития детей с интеллектуальным недоразвитием – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Развитие элементарных математических представлений.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- подготовки к школьному обучению.
Формирование математических представлений у детей с ЗПР осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:
- величина
- форма
- цвет
- количество и счет
- ориентировка в пространстве
- ориентировка во времени.
Занятия по сенсомоторному развитию
проводятся учителем-дефектологом в средней группе. Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.
На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:
- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).
Помимо фронтальных подгрупповых занятий учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. По результатам анализа диагностического обследования детей педагог составляет план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.
В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях, учитель-дефектолог старается отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- посредством специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;
- совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;
- отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...
преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда
В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....
Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.
Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...
"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"
Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...