Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она возникает в ходе усложнения опыта человечества, его производственных и культурных взаимоотношений и отражает изменения в обществе. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе.
Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. З.В. Огороднийчук.
Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков.
Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.
Первые проявления детских игр возникают еще в раннем возрасте, имея сенсомоторный характер ("догонялки", игра-возня и т.д.). На рубеже раннего и дошкольного возраста возникает режиссерская игра (использование игрушек как предметов-заменителей, символическое выполнение определенного действия). Впоследствии ребенок становится способным организовывать образно-ролевую игру, в которой представляет себя в определенном образе (человека или предмета) и соответственно действует. Необходимым условием такой игры являются яркие, интенсивные переживания: ребенка поразила увиденная им ситуация, и пережитые эмоции, впечатления воспроизводятся в игровых действиях.
Следующим достижением дошкольника становится его способность организовывать сюжетно-ролевую игру ("дочки-матери", "школа", "магазин" и др.), которая достигает своей наиболее развитой формы в среднем дошкольном возрасте. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят непосредственно человеческие роли и взаимоотношения.
Дети играют друг с другом, или с куклой, как с воображаемым партнером, который тоже наделяется своей ролью. Одной из самых сложных для детей этого возраста является игра с правилами ("жмурки", "пятнашки"). В этих играх главным является четкое выполнение правил игры; обычно здесь фигурируют мотивы кооперации или соревнования.
Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть.
Динамика игры в дошкольном возрасте:
1. сенсомоторная игра; 2. режиссерская игра; 3. образно ролевая; 4. игра по правилам
Осложнения видов игр, которые усваивает ребенок на протяжении дошкольного периода, обусловливает формирование прогрессивных психических изменений. Выступая ведущей деятельностью данного возраста, игра обеспечивает ряд функций для психического развития дошкольников:
Функции игры для психического развития дошкольников:
- приспособление к будущей жизни <> достижение эмоционального удовлетворения и релаксации; - накопление комуникативного опыта <> стимуляция интеллектуального развития; - обогащение интеллектуального и морального опыта <> стимуляция интеллектуального развития.
Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое совершенствование детей.
Развитие познавательной сферы дошкольников:
Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют сенсорному развитию ребенка.
Именно с дошкольного возраста начинается феномен амнезии детства - человек забывает события первых 3-4 лет жизни.
Мнемическая деятельность - работа памяти:
Обогащение когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста опирается на игру и активное познавательное общение со взрослым. У дошкольника под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов, в том числе ощущений и восприятия.
С возрастом у детей снижаются пороги ощущений, повышается острота зрения и дифференциация цветов, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В дошкольном возрасте продолжается усвоение сенсорных эталонов, наиболее доступными из которых являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны успешно формируются в деятельности ребенка.
С расширением опыта познания ребенок овладевает перцептивными действиями, становится способный к обследованию предметов и выявлению в них наиболее характерных свойств. Процесс восприятия в конце дошкольного периода, по мнению Л.А. Венгер, достигает интериоризации.
Однако, детскому восприятию присущи ошибки в оценке пространственных свойств предметов, восприятие времени и изображений предметов.
Активно функционируют все процессы памяти малыша. Запоминание происходит лучше, если опирается на интерес и осмысление ребенка. У маленького дошкольника заметную роль в развитии памяти играет узнавание, но с возрастом активизируется воспроизведение. В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти, приобретают системный, осмысленный и управляемый характер.
Продолжается интенсивное развитие образной памяти. На основе игры и обучения к концу дошкольного периода ребенок усваивает начальные формы руководства собственной мнемической деятельностью, то есть у дошкольника появляется произвольная память, развитие которой начинается с появления случайного воспроизведения.
На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения мышления ребенка. Так, мышление развивается от наглядно-действенного к образно-речевого. Если переддошкильник мыслит, выполняя предметные действия, то мысленно единицей дошкольника уже выступает образ, а впоследствии и слово.
Следовательно, развитие мышления ребенка тесно связано с языком. Дошкольники с помощью речи начинают мысленно оперировать объектами, сопровождающееся расширением диапазона мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, простого обобщения. Соответственно, обогащается объем форм мышления - в этом возрасте это использование рассуждений, суждений, простых, но логических умозаключений.
По мнению Ж. Пиаже, мышление, как и восприятие ребенка этого возраста, имеет эгоцентричный характер, то есть малыш не может принять условия задачи, которые противоречат его опыту, поставить себя на позицию другого.
Однако, уже к концу дошкольного возраста может произойти переход от эгоцентрического мышления ребенка к децентричному, если развитие мышления целенаправленно и последовательно стимулируются взрослыми.
В дошкольном возрасте идет процесс овладения речью. Для него характерны следующие признаки:
- до 6-ти лет язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму,
- младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития - все звуки речи становятся доступными для ребенка,
Так, мальчик, послушав условия задачи: "Маме дали две конфеты, а тебе одну. Сколько вместе получится конфет?", Отказывается решать ее, мотивируя, что так не бывает.
К концу дошкольного возраста - около 3000 слов:
- интенсивно растет лексический состав речи,
- имеют место значительные индивидуальные различия, у одних детей словарный запас значительно больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые,
- происходит активизация эгоцентрической речи ребенка (разговоры с самим собой) как средство планирования и контроля собственных действий,
- развивается грамматический состав речи, детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (построение слова) и синтаксического (построение фразы), у ребенка-дошкольника появляется оригинальные словообразования,
- с помощью указаний взрослых ребенком усваивается социальный подтекст вещания - его направленность на определенного собеседника и соответствующее содержание и интонации.
Дошкольный период - сенситивный для развития воображения, которое достигает таких темпов развития, что считается новообразованием познавательной сферы этого возраста. О наличии образов как результатов воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживают их героям. Мощным толчком для развития и репродуктивного и творческого воображения дошкольника становится игровая деятельность и различные виды продуктивной деятельности, такие как конструирование, лепка, рисование.
Воображению детей этого возраста характерны такие черты, как конкретность и наглядность образов, их необычайная яркость и эмоциональность. Ребенок под воздействием прослушивания сказок склонен придавать стихийным явлениям природы, вещам, животным человеческие признаки, что отражается в фантазировании малыша. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития она превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. При всей важности воображения для психического развития детей, в дошкольном возрасте этот познавательный процесс может приобрести негативную фору - переживание и страхи, проявлений лживости.
Антропоморфизм - перенос человеческих качеств на объекты окружающего мира.
Заметные прогрессивные изменения наблюдаются и в развитии внимания. На протяжении дошкольного возраста растет сосредоточенность, устойчивость и объем внимания, постепенно начинает формироваться произвольное внимание, хотя преобладает непроизвольное. |